Не то, чтобы на злобу дня, просто попала под руку давняя заготовка текста про картину Максима Титова "Битва за Москву" (2013). Когда я только планировал про нее написать (а это было сразу после выставки "Арт-Пермь 2014), посыл был разорвать очевидную тогда ассоциацию с беспорядками на Манежной площади в декабре 2010 года, которые устроили футбольные фанаты по поводу гибели Егора Свиридова. Действительно, в отдельных фрагментах работы узнаются репортажные фотографии с Манежной. Но...
Если бы Максим хотел изобразить события на Манежной двухлетней давности, он бы назвал картину не "Битва за Москву", а "Память о Манежной", например. Название явно шире, чем полагается исторической цитате. Так повелось, что судьба России в лихие годы решалась в конечном счете в битве за Москву. 1812, 1941, 1993 и множество мелких инцидентов, вроде посадки Руста Матиаса на Красной площади в 1987 (сейчас бы точно не долетел). Но каждый раз в этом сражении, реальном или символическом, была какая-то великая цель. А в беспорядках 2010 никакой суперцели не было - массовая драка из мести, но в самом сердце Москвы, а значит - в самом сердце России.
Сам художник, работая над картиной, вдохновлялся не столько "репортажкой" (хотя это был бы самый простой путь), сколько эстетикой массовой драки. Многие эскизы были сделаны в клубах по рукопашному бою. Получившееся в итоге эпичное полотно стало не историческим документом, а этическим манифестом тоталитарной культуры "нулевых": "Никакого смысла, только кровь!". Неважно, кто дерется на Манежной, важно чтобы кто-нибудь был наказан. Вряд ли кавказцы, попавшие тогда под раздачу, имели какое-то отношение к убийству Свиридова. А через год был Майдан.
Собственно, в январе 2014 все это уже витало в воздухе, поэтому "сбывшееся пророчество" впоследствии разглядеть было нетрудно. Предсказуемо картину запретили к показу на Всероссийской художественной выставке 2014.
В качестве моделей при создании работы участвовали друзья художника, и сам Максим на картине тоже присутствует (с битой на переднем плане). Что также смотрится как художественный жест, мол если что-то в Москве началось, то в провинции отсидеться не получиться. Будь ты хоть трижды пацифистом, без врага и тумака не останешься.
А еще есть забавная "кровавая" байка, связанная с этой картиной. Когда Максим работал над ней на Академической даче Репина в Тверской области, для натуры ему потребовались снег и кровь. Не людская, а какого-нибудь забитого домашнего животного - свиньи или коровы. Но, поскольку крови не нашлось, художник использовал вместо нее краску, а вместо снега - соду, выплеснув все это потом на землю возле мастерской.
Когда он приехал на "Академичку" на следующий год, незнакомые художники поведали жуткую историю о том, что в минувшем году какой-то отморозок оторвал голову коту, чтобы написать кровь с натуры (живший до этого на даче кот Барсик как раз в тот момент куда-то пропал). Так что кровь на картине, написанная с краски и соды невинно-жертвенная во множестве смыслов.