Найти тему

Путевая точка - Венёв: Часть II - вокзал

Вокзал в Венёве
Вокзал в Венёве

На гербе города Венёва можно увидеть золотую хлебную меру и не случайно. Венёвские купцы были крупными посредниками в торговле зерном. Помимо этого они занимались поставками в Москву мяса.Но в 1868 году окончилось строительство Московско-Курской железной дороги и Венёв остался в 50 верстах от ближайшей станции, купцы оказались в незавидном положении. 26 лет продолжались попытки провести через Венёв железную дорогу, и вот, наконец, в 1901 году началось регулярное движение поездов. Захиревшая было торговля оживилась, началась электрификация. Кроме кирпичного здания вокзала появилось паровозное депо, разворотный круг, погрузочные площадки, прокладывался водопровод, строилась водонапорная башня. Как удалось этого добиться, до конца не выяснено, однако известно, что семья крупнейших акционеров Рязанско-Уральской железной дороги фон Мекк ещё в 1880-х годах получила в дар от предводителя венёвского уездного дворянства землю неподалёку от города на реке Осётр в селе Хрусловка. Там был построен шикарный замок в романском стиле, разбит парк (до нашего времени замок сохранился, но находится в весьма плачевном состоянии). Автором проекта замка был архитектор управления Государственных Железных дорог С.А.Экарев. Предположительно, он же спроектировал и здание вокзала в Венёве. Сходство двух строений несомненно.

Скульптурная композиция, посвящённая династии фон Мекков (автор -С.Г. Полегаев)
Скульптурная композиция, посвящённая династии фон Мекков (автор -С.Г. Полегаев)

В 2013 году здание вокзала было реконструировано. Если зайти внутрь,то в маленьком зале ожидания можно увидеть бюст Карла Федоровича фон Мекка (1821-1876). Карл Фёдорович прожил удивительную жизнь. Из скромного инженера-путейца, обременённого большой семьёй с многочисленными детьми, за три года он превратился в железнодорожного магната, одного из богатейших людей империи.

За бюстом - большое бронзовое панно. На нём - эпизод строительства железной дороги, замок фон Мекков в Хрусловке и несколько членов семьи "железнодорожного короля". Жена - Надежда Филаретовна - удивительная женщина, известна прежде всего как меценат Петра Ильича Чайковского (на панно она изображена рядом с композитором). Более 13 лет Надежда Филаретовна бескорыстно помогала композитору деньгами, искренне восхищаясь его талантом. Общая сумма выплат Чайковскому за эти годы приблизилась к 85 тысячам рублей. Благодаря своей благодетельнице Пётр Ильич смог оставить тяготившее его преподавание в консерватории и посвятить себя целиком творчеству. Они никогда не встречались, но очень активно переписывались. Существует где-то 1200 писем, написанных ими друг-другу. Кроме того, Надежда Филаретовна материально помогала Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, покровительствовала молодым музыкантам, в её доме во Франции подолгу гостил композитор Дебюсси, едва не женившийся на одной из её дочерей, Софье. При этом Надежда Филаретовна была неплохим предпринимателем и сумела в сложных условиях после смерти мужа сохранить семейное состояние.

Достойным продолжателем дела родителей был и Николай Карлович фон Мекк. Не имея инженерного образования, он начал с самых низов (работал конторщиком на Николаевской железной дороге), а уже в 1891 году возглавил правление Московско-Казанской железной дороги. В этой должности проработал до 1918 года. Под его руководством Московско-Казанская железная дорога стремительно развивалась. В предвоенные годы на ней появились мощные паровозы, созданные по проекту Е.Е.Нольтейна, а также товарные вагоны повышенной грузоподъёмности и вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла, был построен первый в Москве холодильный склад, от Москвы до Раменок проложены новые пути для движения пригородных электричек. При Николае Карловиче для рабочих железной дороги построено училище, библиотека, дешёвые жилые дома, школы, больницы. Его достижения очень впечатляют, но есть среди них и очень неожиданные, например, известно, что Николай фон Мекк - страстный автомобилист, был со-основателем и председателем 1-ого в России клуба автолюбителей, организовал несколько автопробегов по России. После революции, несмотря на приглашение Латвийского правительства занять пост министра путей сообщения, остался на родине, работал в Наркомате путей сообщения, читал лекции, выпустил несколько книг. Был расстрелян по ложному обвинению во вредительстве весной 1929 года. Перед смертью сказал дочери Галине: "Только не надо за это ненавидеть нашу страну".

На панно есть также портреты ещё двух сыновей Карла Фёдоровича фон Мекка: Владимира и Максимилиана. Владимир, после смерти отца, стал председателем правления Либавско-Роменской железной дороги, входил в состав правления других железных дорог и предприятий семьи, вёл довольно разгульный образ жизни и рано умер. Максимилиан же никакого отношения к железным дорогам не имел, служил дипломатом и на панно попал, видимо, так как был непосредственным владельцем имения в Хрусловке.

-3

В здании вокзала довольно уютно. Много растений в горшках, деревянные диванчики с надписью "Ст. Венёв", драпировки на окнах.

Возле перрона установлен памятник уроженцу этих мест И.А.Лихачеву.

Памятник И.А.Лихачёву (скульптор - Александр Бурганов)
Памятник И.А.Лихачёву (скульптор - Александр Бурганов)

Иван Алексеевич Лихачев (1896-1956) родился в селе Озеренцы Венёвского уезда, окончил венёвское городское трёхклассное училище, в годы Первой Мировой войны освоил специальность шофёра. Успел побыть и слесарем на Путиловском заводе, и поработать в ВЧК, и отметиться на профсоюзной работе. Учился в Московской Горной Академии, позднее в Ленинградском электромеханическом институте ( не окончил). Времена были удивительные и в 1926 году Иван Алексеевич становится директором завода АМО (автомобильное московское общество), проводит срочную реконструкцию завода и ,в короткие сроки, становится главой мощнейшего автогиганта под названием ЗИС (завод им.Сталина). Под его руководством в СССР впервые запустили конвейер по производству грузовиков, наладили массовый выпуск автобусов и холодильников. В начале Великой Отечественной войны Лихачёв обеспечил чёткую эвакуацию ЗИСа и создание четырёх его вполне успешных филиалов - УралАЗа, УАЗа, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного заводов. В 1956 году, после смерти Ивана Алексеевича Лихачёва, его "детище" было переименовано в ЗИЛ (завод им.Лихачёва).

Памятник изображает уверенного и гордого "красного директора", прижавшего к себе одной рукой модель ЗИС-5, самого известного грузовика ЗИСа, называемого в народе "трёхтонкой", "Захаром". ЗИС-5 был одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны.

-5

В 2013 году произошло не только открытие реконструированного вокзала в Венёве, но и, на радость всем окрестным детям, рядом создан небольшой историко-культурный комплекс.

-6

Здесь можно увидеть макет паровоза братьев Черепановых, подлинный венёвский рельс 1907 года, а также настоящий вагон "теплушку" и бронеавтомобиль БА-11, причём на железнодорожных колёсах.

-7

Чуть дальше стоит подлинный паровоз "Лебедянка".

-8
-9

Есть здесь и две водонапорные башни. Одна стилизована под маяк с дозорным казаком.

-10

Другая играет роль некоей крепостной башни.

-11

Конечно, когда-то она была нормальной величины, но во время Великой Отечественной войны башню взорвали и теперь она вполовину ниже, зато в таком усечённом виде прекрасно вписалась в окружающий пейзаж.

-12

Вот такой он - вокзал в Венёве. Как много всего интересного можно увидеть и узнать, побывав здесь.

Венёв. Часть 1: Николаевская колокольня, источник "Святой колодец", булочка венёвка, бюст Александра II...