Не только технически, но и идеологически. Минкульт хочет изменить принцип работы с «Пушкинскими картами». Особый интерес — к пункту о внедрении единого оператора. Им может стать VK. Также министерство расширит требования к критериям отбора мероприятий для этой программы.
Пока выход из ситуации с «Пушкинской картой» выглядит неожиданным. С одной стороны, почему бы и нет, VK — основная российская соцсеть, сохраняющая статус молодежной. В 2019 году VK стала совладельцем ООО «Билетная платформа», которое разрабатывает софт для продажи билетов во «ВКонтакте». К единому оператору должны будут подключиться все участвующие в программе культурные организации. При этом у программы останется банк-оператор — Почта банк. Но важно: у VK пока нет готового билетного решения, придется выбрать билетного партнера из существующих либо купить готовый сервис. Это пока вызывает много вопросов, говорит Алексей Васясин, гендиректор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Синема парк» и «Формула кино»:
— Чтобы все это реализовать, нужно сначала на уровне идеи, потом технической реализации, а потом уже воплощения. Потом уже анонсировать, кто будет оператором, — VK или кто-то другой.
— Как вам работается с этим контрагентом, с Почта банком?
— Ко всему привыкаешь. Мы самые первые из киносетей интегрировались и были одними из первых, кто работал с «Пушкинской картой», и продолжаем. Если посмотреть на индустрию в целом, если мы говорим о махинациях, наверное, «махинировать» лучше при большой стоимости билета. Средняя цена билета меньше 300 рублей. Это сколько же надо «намахинировать» на 10 тысяч рублей?
В VK говорят, что компания «обладает необходимыми ресурсами и технологиями». При этом останется продажа билетов через любых других билетных операторов. Тогда непонятно, зачем вообще говорить о едином операторе и поможет ли это решить вопрос с мошенничествами. В марте 2023 года руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин доложил Владимиру Путину, что с использованием «Пушкинских карт» злоумышленники присваивают значительные средства. В апреле арестовали экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову. По данным ТАСС, дело касается хищения более 200 млн рублей с помощью «Пушкинских карт». В июне ей продлили арест еще на три месяца.
Помимо технических моментов, расширятся требования к заявкам организаций культуры на участие в программе «Пушкинская карта». Вспомним историю Яриловой. По данным СМИ, по ее разрешению в список музеев, куда можно попасть по «Пушкинской карте», включили «самый высокий музей мороженого в мире» в «Москве-Сити». При этом он зарегистрирован как частная организация и принадлежит компании «Чистая линия». Кроме того, проекты, на которые будут продавать билеты по «Пушкинской карте», будут отбирать с идеологической точки зрения. Они должны соответствовать Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Вот что говорит директор Пушкинского музея, экс-директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:
— Если очень хочется заниматься отбором мероприятий, которые могут обслуживаться через «Пушкинскую карту», я могу только искренне посочувствовать этим людям. Объем мероприятий огромен, что из этого пускать по «Пушкинской карте», что нет — это довольно большая нормативная работа.
— Музею важно, кто билетный оператор?
— Нам это не очень важно. Билетные операторы все работают за процент, он у всех приблизительно одинаковый, вопрос исключительно в доступности и в обслуживании. То есть если система виснет, чтобы мы могли быстро найти выход из этой ситуации, чтобы телефон техподдержки работал.
— Банк-оператор сейчас — это Почта банк?
— Во время внедрения «Пушкинской карты» в Музее архитектуры Почта банк был не оптимальным контрагентом, мягко говоря. Потому что у них как раз все очень плохо с техподдержкой, до сих пор коллеги из техподдержки в музее вздрагивают при словосочетании «Почта банк». Мы внедрили «Пушкинскую карту» полноценно только с мая 2022 года. Мы просто не могли добиться от Почта банка элементарного договора эквайринга.
Еще пользователей «Пушкинских карт» хотят уведомлять об изменениях в проведении мероприятий, а в случае их отмены — возвращать деньги за билеты без дополнительных заявок. Для подтверждения личности владельцев карт в отдельных регионах предлагается провести эксперимент по использованию динамических QR-кодов. Поможет ли это бороться с мошенниками — пока вопрос.