По итогам купирования пригожинского мятежа в России, на фоне выступлений Владимира Путина с благодарностью силовикам также подробно о ходе переговоров с Пригожиным рассказал и Президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии награждения белорусских силовиков. Рассказ весьма интересный и занимательный.
Остановлюсь на главных тезисах. Лукашенко считал, что этот мятеж напрямую касается и Белоруссии, как входящей в Союзное государство. Ведь "если рухнет Россия, мы останемся под обломками". Белоруссию тогда тоже уничтожат. Лукашенко был готов отправить бригаду на защиту Москвы "как в 1941 году", так как "это наше общее Отечество", о чём честно сказал Пригожину.
Но в то же время белорусский лидер представил общественности и видение мятежной стороны, пригожинской. Немного цитат с сайта БелТА:
...В 11.00 (хоть Путин меня предупреждал: не возьмет трубку) он (Пригожин. - Прим. БЕЛТА) мгновенно снял трубку. То есть Евкуров его позвал, отдал ему телефон: "Вот, Президент Беларуси звонит, будешь ли разговаривать?" - "С Александром Григорьевичем буду".
Разговор - эйфория. У Евгения полная эйфория. Разговаривали первый раунд минут 30 на матерном языке. Исключительно. Слов матерных (я потом уже проанализировал) было в 10 раз больше, чем нормальной лексики. Он, конечно, извинился и начал мне матерными словами рассказывать...
...А я думаю: с чего зайти к нему, чтобы начать эти переговоры так сказать. Ребята только с фронта. Они видели тысячи, тысячи своих погибших ребят. Ребята очень обиженные, особенно командиры. И, как я понял, они очень влияли (я это предварительно вычислил) на самого Пригожина. Да, он такой, знаете, героический парень, но на него оказывали давление и влияние очень те, кто руководил штурмовыми отрядами и видел эти смерти. И вот в этой ситуации, выскочив оттуда в Ростов, в таком полубешеном состоянии я с ним веду этот диалог...
...Я говорю: "Ты чего хочешь?" (Путину я, естественно, рассказал в разговоре их требования) - "Я ведь ничего, Александр Григорьевич, не прошу. Пусть мне отдадут Шойгу и Герасимова. И мне надо встретиться с Путиным". Я говорю: "Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова, никого не отдаст, особенно в этой ситуации. Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться - по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки". Молчит. "Но мы хотим справедливости! Нас хотят задушить! Мы пойдем на Москву!" Я говорю: "На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то что войска (мне об этом Путин долго говорил) отвлечены на соответствующем фронте". Подумай, говорю, об этом. "Нет" - такая вот эйфория...
Тут в этих тезисах прослеживается и тенденция представить ЧВК "Вагнер" некой "обиженной" стороной, которая хотела некой "справедливости". Понятно, что Александр Лукашенко передает это всё максимально нейтрально, потому что Беларусь принимает Пригожина и часть подразделений его ЧВК. Он как политик, соблюдает корректность.
Но если разобрать данные тезисы?
1. Чем были "обижены" ЧВК?
Они не были на фронте, а находились в тылу, их как добровольческое подразделение, никто на фронт особо не звал. Личный даже не трогали по мобилизации, они считались ветеранами, выполнившими свой долг, хотя там отслужить можно было всего полгода, а не как мобилизованные бессрочно. Им всем подряд дали Орден Мужества, боевые выплаты и много чего ещё. Снабжение у ЧВК всегда было элитное, даже при нехватке лучше, чем у многих. Как видим, у них было и много военной техники. В Гос. Думе принят закон, что все добровольческие формирования имеют льготы, как ветераны боевых действий. Отдельно прорабатывался закон непосредственно о ЧВК. Что еще надо?
2. Почему Пригожин "требовал" Шойгу и Герасимова?
Наверно потому, что он продолжал линию своего популизма на обвинение Минобороны РФ и раздувание некого "конфликта", чтоб была мотивировочная часть для мятежа. Должны же были рядовые "вагнеровцы" как-то понимать, зачем они начинают Смуту в стране в период СВО, фактически предавая всех: государство, народ, армию. Однако ни Сергей Шойгу, ни Валерий Герасимов не могут быть ответственны ни за снабжение группировки "Вагнер", поскольку есть отдельные ведомства по снабжению, отвечающие за отдельные направления, а общие приказы о снабжении руководители отдавали. Ни за гибель бойцов "Вагнера", так как чвк тупо не подчиняется ведомствам Минобороны РФ.
3. Хотели ли "задушить" чвк "Вагнер"?
Никто чвк "Вагнер" не душил. Наоборот, все подчеркивали, что они герои, и даже закрывали глаза на все те фейки и наговоры, которые Пригожин распространял против Минобороны РФ. Их просто просили заключить контракты с Минобороны РФ и интегрироваться в государственные силовые службы. Но "Вагнера" хотели быть над законом по сути. И боролись, по крайней мере, рядовые члены "Вагнера", чтоб сохранить свой привилегированный и независимый от государства статус. Это как вообще?
4. Какие факты противоречат заявлениям Пригожина?
- 1) Подготовка фейкового видео "о ракетном ударе". Фейковость видео о "ракетном ударе" косвенно подтвердили и сами "вагнера", которые по факту "забыли" о своем первоначальном поводе начать мятеж и заканчивали его уже как "марш справедливости" против Шойгу и Герасимова. То есть, мятеж готовился, а его повод сфабриковали намеренно.
- 2) "Вагнера" не были "с фронта" на момент начала мятежа. Они уже около месяца сидели в тылу, и на фронт их никто не то, что не гнал, а, как кажется, Минобороны РФ не хотело больше с ними вообще связываться. Само начало мятежа выглядело искусственно, кроме того, было синхронизировано с контрнаступлением ВСУ и информатакой Украины и Запада вкупе с атакой пригожинских троллей.
- 3) Пригожин умолчал о своих финансовых делах с Минобороны РФ и непродлении контракта по поставкам питания в армию от его фирмы примерно в период, близкий по времени к мятежу.
- 4) Сам ход мятежа показывает тщательную и длительную подготовку. Кроме того, он готовился информационно самим пригожиным, накалявшим атмосферу в российском обществе и его патриотическом сегменте провокационными вбросами, причем фейковыми.