Владимир Петрович Ветчинкин родился 29 июня 1888 г. в г. Кутно Варшавской губернии Российской империи в семье штабс-капитана. В 1915 г. он получил образование в Императорском Московском техническом училище (в наст. время – МГТУ им. Н.Э. Баумана) и стал первым русским дипломированным авиационным инженером. Владимир Петрович защитил дипломную работу на тему «Тяжелый аэроплан типа «Илья Муромец». Во время учебы он совместно со своим научным руководителем Н.Е. Жуковским разработал и опубликовал теорию завихрения авиационных винтов.
После окончания обучения В.П. Ветчинкин занимался научной, педагогической и организационной деятельностью в области развития самолетостроения в нашей стране. В своем родном училище он преподавал на курсах подготовки летчиков и участвовал совместно с Н.Е. Жуковским в организации Бюро авиационных вычислений и испытаний при Аэродинамической лаборатории.
Владимир Петрович был одним из первых помощников своего учителя по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В начале 1920-х гг. Н.Е. Жуковский открыл в институте новый отдел ветряных двигателей для проведения изобретателем А.Г. Уфимцевым и В.П. Ветчинкиным работ над высокопроизводительной ветроэнергетической установкой с целью производства электроэнергии – в будущем ветроэлектростанции в г. Курске. В этот период Владимир Петрович начал заниматься проблемами реактивного полета в межпланетное пространство и в пределах земной атмосферы.
С 1923 г. его деятельность была связана с Академией Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского (с 1925 г. – Военно-воздушной академией РККА им. проф. Н.Е. Жуковского). В.П. Ветчинкин стал одним из основателей разработок по динамике полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
Ученый был лично знаком с К.Э. Циолковским, переписывался с ним, ценил и популяризировал его работы, т.к. верил в их будущие перспективы. Например, в мае 1925 г. Владимир Петрович выступал на диспуте в Политехническом музее «О металлическом дирижабле К.Э. Циолковского».
В.П. Ветчинкин понимал, что следующим шагом после развития авиации будет развитие ракетной техники для исследования неизведанного космического пространства. В начале 1930-х гг. он участвовал в работах ГИРДа, а затем и в деятельности первого в нашей стране научно-исследовательского учреждения по разработке ракетной техники – Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).
С 1944 г. и до конца своей жизни доктор технических наук, профессор В.П. Ветчинкин руководил кафедрой «Теоретическая механика» в родном училище, продолжил дело своего великого учителя Н.Е. Жуковского. Он организовывал мероприятия, где выступал с докладами, читал лекции, на которых всегда было много студентов и всех заинтересованных людей. За период его педагогической деятельности он читал лекции студенту МВТУ С.П. Королеву, отметил научную работу В.П. Глушко, открыл талант Ю.В. Кондратюка, написал свое заключение на работу М.К. Тихонравова, способствовал вовлечению в область ракетной техники Ю.А. Победоносцева.
В.П. Ветчинкин ушел из жизни 6 марта 1950 г. в Москве.
Его деятельность получила высокое государственное и общественное признание. Владимир Петрович удостоился Сталинской премии II степени (1943 г.), орденов Трудового Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Именем ученого и пионера авиационной и ракетной техники назван кратер на обратной стороне Луны.
В РГАНТД хранится комплекс документов о В.П. Ветчинкине. В личных фондах О.В. Гурко (Ф. 57), Н.А. Варварова (Ф. 31), Я.К. Голованова (Ф. 211), М.А Первова (Ф. 327) представлены его доклады, обзоры и лекции, документы об организации экскурсии для членов Астрономического кружка МВТУ, фотоснимки Владимира Петровича в рабочем кабинете, с конструкторами и государственными деятелями; в фоно- и кинодокументах – памятные собрания и встречи, фрагменты из биографии ученого.
Е.Н. Аксенова