Наше сознание не может жить без мифа. Мы не просто воспринимаем реальность, а осмысливаем её, то есть наделяем человеческими смыслами. Об этом размышлял Алексей Лосев. Вот важнейшие его мысли о связи мифа (как более общего понятия) и религии (как одного из проявлений мифа).
Миф - то, как мы воспринимаем мир
Обыкновенно полагают, что миф есть басня, вымысел, фантазия. Я понимаю этот термин как раз в противоположном смысле. Для меня миф — выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя — того мира, который открывается людям и культуре.
Для материалиста миф - это механическая вселенная, лишённая Бога. Для древнего грека миф - это вселенная одушевленная и наполненная духами.
Словом, миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности.
У нас, представителей новоевропейской культуры, имеющей материалистическое задание, мало общего с античной или средневековой мифологией. Но зато у нас есть своя мифология, и мы её любим, лелеем, мы за неё проливали и будем проливать нашу живую и тёплую кровь.
Коммунизм - агрессивная мифология
С точки зрения коммунистической мифологии, не только «призрак ходит по Европе, призрак коммунизма», но при этом «копошатся гады контр-революции», «воют шакалы империализма», «оскаливает зубы гидра буржуазии», «зияют пастью финансовые акулы», и т. д.
Тут же снуют такие фигуры, как «бандиты во фраках», «разбойники с моноклем», «венценосные кровопускатели», «людоеды в митрах», «рясофорные скулодробители»… Кроме того, везде тут « темные силы», «мрачная реакция», « черная рать мракобесов «; и в этой тьме – « красная заря» «мирового пожара», « красное знамя» восстаний… Картинка! И после этого говорят, что тут нет никакой мифологии.
Религия - самоутверждение в вечности
Миф возможен без религии. Но возможна ли религия без мифа? Строго говоря, невозможна. Уже сама подвижническая жизнь есть жизнь мифическая. Религия может до некоторых пор не выявлять своего мифа. Но это делается не потому, что религия сама по себе не предполагает мифа, но лишь чисто временно, до тех пор, пока она еще не выросла в самостоятельный и цельный организм.
Религия есть вид мифа, а именно мифическая жизнь ради самоутверждения в вечности. Стало быть, миф не есть религия; миф охватывает и разные другие области; миф может быть в науке, в искусстве, в религии. Но религия не может быть без мифа.
О мифологии колокольного звона
Религия уже по самой своей природе чрезвычайно близка к мифу. Ведь она есть по преимуществу бытие личностное, синтетическое, а не изолированно-абстрактное самоутверждение личности. Она в самом своём принципе уже содержит нечто мифическое. Она не может не зацвести мифом.
Нельзя, например, быть христианкой и ходить с оголенными выше колен ногами и оголенными выше плеч руками. Я лично терпеть не могу женщин с непокрытыми головами. В этих последних есть некоторый тонкий блуд, – обычно мужчинам нравящийся. Также нельзя быть христианином и любить «изящную литературу», которая на 99 % состоит из нудной жвачки на тему о том, как он очень любил, а она не любила, или как он изменил, а она осталась верной, или как он, подлец, бросил её, а она повесилась или повесилась не она, а кто-то еще третий и т. д. и т. д.
Не только «изящная литература», но и всё искусство, с Бетховенами и Вагнерами, есть ничто перед старознаменным догматиком «Всемирную славу» или Преображенским тропарём и кондаком. Никакая симфония не сравнится с красотой и значением колокольного звона.
Христианская религия требует мифологии колокольного звона. Христианин, если он не умеет звонить на колокольне или не знает восьми церковных гласов или, по крайней мере, не умеет вовремя развести и подать кадило, ещё не овладел всеми тонкостями диалектического метода. Колокольный звон, кроме того, есть часть богослужения; он очищает воздух от духов злобы поднебесной. Вот почему бес старается, чтобы не было звону.