Найти тему
Об аутизме с любовью

Как отучить собаку кусаться? Алгоритм работы с нежелательным поведением

Большая ошибка - думать, что чем больше ты человеку читаешь нотации, тем скорее он изменит свое поведение. Еще большАя ошибка - думать, что если как следует покричать и унизить, человек изменится уже наверняка. Ну и совсем уже глупо рассчитывать на то, что побои или другие наказания смогут как-то улучшить поведение человека.

Что же делать? Я вам расскажу. Этому методу меня научили в далеком 2020 году, я тогда проходила обучение в программе EarlyBird, это программа раннего вмешательства для родителей детей с РАС. Подход рабочий - 100%, мы им пользовались за эти годы не один раз.

Теперь немножечко теории. Метод, который я вам предлагаю называется STAR. Нам надо проанализировать нежелательное поведение по четырем аспектам: Ситуация, Действие, Триггеры и Результаты.

Действие: это само нежелательное поведение. Надо сформулировать, что именно вас не устраивает и понять, какое поведение вас устроит.

Ситуация: где все произошло, кто участвовал, при каких обстоятельствах.

Триггеры: подумайте, что запускает нежелательное поведение. Это могут быть потребности или желания, страх, ассоциации и так далее.

Результаты - здесь мы должны проанализировать, что ребенок получает благодаря нежелательному поведению. Он может получить желаемую вещь или еду, внимание взрослых, сенсорное удовольствие. Все это приведет к повторению нежелательного повторения. И только если ребенок получит отрицательный результат, нежелательное поведение может не повториться.

-2

Давайте разберем на примере. Родители с ребенком с РАС пришли в кафе. Папа отходит, чтобы купить напитки и пирожные, а мама с ребенком садятся за столик. Малыш видит, как дети за соседним столом едят чипсы. Возвращается папа и ребенок видит, что ему принесли пирожное, начинает кричать и бросает сладости на пол. Отец кричит и ругается, а мама сует малышу в руки пакетик с чипсами. С огромной долей вероятности не получив желаемую еду в следующий раз ребенок опять устроит истерику. Анализируем

-3

Ситуация. В ней участвуют родители и ребенок. Первое, что бросается в глаза, родители не придерживаются единой линии воспитания: папа ругается, а мама предпочитает потакать ребенку в его желаниях. Им выработать единую стратегию и придерживаться ее. Обсуждать такие вещи надо, конечно, без ребенка и сильно заранее. Кафе - правильно ли выбрали его? Можно ли было посадить ребенка так, чтобы он не видел, что едят другие? Спросили ли у ребенка, что он хочет? Умеет ли он это объяснить? Уже на этом этапе мы видим, что в семье есть над чем работать.

Триггер. Чипсы у детей за соседним столом и пирожное на столе у нашего малыша - это верхушка айсберга. Но если мы копнем глубже, есть еще что проанализировать. В каком состоянии был ребенок? Он устал? Возможно, его что-то раздражало? Какая погода была в тот день (аутисты часто бывают метеочувствительными)?

Действия. Ребенок кричит и бросает еду на пол. Это то, с чем можно работать.

-4

Результаты. Малыш получил желаемые чипсы и внимание (пусть и в виде ругани) от отца. С огромной долей вероятности, он продолжит устраивать истерики для того, чтобы получить желаемую еду.

И даже с такой ограниченной информацией мы можем дать родителям советы которые позволят избежать повторения срывов и выработать новый алгоритм поведения.

1. Родителям надо обсудить воспитание ребенка и выработать общую стратегию, договориться о том, что можно и что нельзя разрешать малышу.

2. Можно сажать ребенка в кафе так, чтобы он не видел, что едят другие люди.

3. Если ребенок может комуницировать, надо договориться с ним заранее, что они будут есть в кафе. Или пригласить его с собой, чтобы малыш сам выбрал блюда на витрине или в меню.

4. Дать ребенку чипсы в этой ситуации - грубейшая ошибка. Родителям надо решить, как они будут действовать в случае повторения ситуации: останутся в кафе и подождут пока малыш успокоится или уйдут сразу.

5. Также очень важно с ребенком проработать вопрос невозможности его поведения. Помогут социальные истории, правила, примеры, карточки в зависимости от уровня развития ребенка.

Знаете, что самое главное дала мне эта система? Уверенность в том, что я могу влиять на ситуацию. Я перестала быть пленником дочкиного аутизма, ее нестандартного поведения и поняла, что могу многое изменить, надо только проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы.

Что же делать с собакой, которая кусает чужих людей, которые заходят к вам во двор? Анализируем.

-5

Ситуация. Дело происходит в вашем дворе. Можно ли организовать пространство так, чтобы сделать вольер или другим способом ограничить пса в передвижениях? Кого кусает собака? Может быть, не надо пускать этих людей во двор?

Тригер. Чужие во дворе. На всякий случай проанализируйте, достаточно ли питается пес, комфортные ли у него условия для жизни? Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей 😉

3. Действия. Укус собаки

4. Результат. Собака показывает, кто в доме хозяин? Или получает внимание? Или пытается так защитить территорию? Надо понять, какую выгоду получает пёс.

В результате получим несколько вариантов решения проблемы:

  • Изолировать собаку в вольер;
  • Уделять ей больше внимания;
  • Встречать гостей у калитки и каждый раз угощать собаку лакомством.
-6

А какие варианты решения проблемы придумает вы?