Его первая картина была выдвинута на Ленинскую премию. Но ему её так и не дали. Вторую работу киночиновники разругали в пух и прах и наложили негласный запрет на профессию. В ответ он снял «Белое солнце пустыни», а картину пытались отправить на полку. Но его фильмы всё равно дошли до зрителей, которые и сегодня ими восхищаются. 26 июня 1927 года родился выдающийся кинорежиссёр Владимир Мотыль. О нём и его ярком творческом пути через все преграды.
Зажигал назло всем
Мучался Мотыль с каждой своей картиной. А роли мучителей играли чиновники от кино. Его картины резали, клали на полку, запрещали снимать и всячески пытались заслонить от режиссёра его «белое солнце».
Он умудрялся не только протащить картины через чиновничьи преграды, но и зажечь в них новые звёзды. Пример, фильм «Женя, Женечка и «катюша». Михаил Кокшенов появился в довольно серьёзной роли именно в этом фильме благодаря Владимиру Мотылю.
За этот фильм Мотыль браться не хотел совсем
Откровенно слабый сценарий, да и условия для съёмок экстремальные. Но нелюбовь чиновников к разборчивости не располагала. Владимир Яковлевич переписал сценарий и преступил к работе. Нестерпимая жара, пустыня как назло зацвела – а это с ней случалось крайне редко, воровство реквизита на площадке, и постоянное давление надзорных органов. Но он всё-таки снял первый советский боевик в стиле дикого запада, который едва не положили на полку, а потом разобрали на цитаты. И вновь Мотыль волшебник, зажигающий звёзды.
Песню, которую написали тандем Окуджава – Шварц исполнил сам актёр Павел Луспекаев. При чём этот шлягер был под угрозой. Артист накануне сильно простудился и потерял голос. Услышав это, Мотыль пришел в восторг и попросил записать песню «Госпожа удача» без промедления, пока голос не восстановился.
И снова ослушался
В «Звезде пленительного счастья» Мотыль зажег ещё одну звезду советского кино – Игоря Костолевского. Госкино запретило его снимать. Просто был запрет на допуск актёра к съёмкам. Для чиновников он был не декабристом, а недорослем. Но Мотыль ослушался и получилось то, что мы с вами с удовольствием смотрим на протяжении многих лет. Таков он был Владимир Яковлевич Мотыль.
Он не делал карьеры – он делал фильмы. Не в угоду чиновникам, а так как видел. Он выбирал друзей не по полезностям, а по родству душ. С тандемом Окуджава-Шварц они были как три мушкетёра. И даже когда ссорились расстаться не могли.
Владимир Мотыль снял всего десять фильмов. И по крайней мере два из них – золотой фонд отечественного кино. «Белое солнце пустыни» смотрят космонавты перед каждым запуском. На удачу. А «Звезда пленительного счастья» апофеоз любви, мужества, самопожертвования.