Найти тему
Мэрия Казани

«Это гуманность и возможность протянуть руку помощи»: история и традиции праздника Курбан-байрам

Оглавление
Фото: ДУМ РТ
Фото: ДУМ РТ

Завтра мусульмане начнут праздновать один из главнейших своих праздников – Курбан-байрам или по-арабски Ид аль-Адха, что означает «праздник жертвоприношения». В чем главный смысл жертвоприношения, почему чаще всего закалывают баранов, и почему часть туши нужно отдавать нуждающимся – в материале портала KZN.RU.

«Смысл жертвоприношения не в проливании крови животных»

Курбан-байрам ежегодно отмечается в 10-й день месяца Зуль-хиджа – в этом году праздник выпадает на 28 июня. С арабского «Курбан» можно перевести как «приближение». И в такой день приблизиться к Богу человек может через милосердие, добрые поступки и с помощью жертвоприношения, рассказывает заместитель председателя ДУМ РТ по работе с мухтасибатами Равиль хазрат Зуферов.

Главный смысл заклания жертвенного животного заключается не в проливании крови, а в выражении покорности человека Богу. Согласно Корану, однажды пророк Ибрахим увидел во сне, как приносит в жертву любимого сына Исмаила. Сновидения пророков и посланников выражают повеление Господа. Ибрахим покорно согласился исполнить волю Бога и отправился вместе с сыном в долину Мина, чтобы совершить жертвоприношение.

«Когда они дошли до этого места, Ибрахим (мир ему) обратился к своему сыну: «О, мой сыночек. Я видел во сне, что приношу тебя в жертву». Когда Исмаил услышал эти слова, то ответил: «О, мой отец! Ты найдешь меня одним из терпеливых. Выполняй, что тебе велено», – говорит Равиль хазрат Зуферов.

На самом деле это было очень большим испытанием от Бога. Убедившись в преданности своего любимца, Всевышний сохранил жизнь его сына и даровал Ибрахиму для жертвоприношения барана из рая.

«Когда падает первая кровь, прощаются ваши грехи. Но смысл жертвоприношения не в проливании крови животных, нет, – подчеркивает заместитель муфтия. – В первую очередь, это покорность человека Богу. В Коране говорится, что ни плоть, ни кровь не доходят до Аллаха. Но достигает его ваша богобоязненность. Это и напоминание о том, что жизнь человека бесценна».

В этом году размер нисаба составит 36 тысяч рублей

Подготовка к Курбан-байраму начинается за 10 дней до праздника. В эти благословенные дни мусульмане могут поститься, особенно важно соблюдать пост в 9-й день месяца Зуль-хиджа – День Арафат (то есть 27 июня). Тогда Всевышний простит человеку его грехи.

Фото: Город Казань KZN.RU / Денис Гордийко
Фото: Город Казань KZN.RU / Денис Гордийко

27 июня также наступают дни такбира Ат-Ташрик, которые продлятся до 1 июля. В этот период после каждого фарз намаза (всего 23 раза) верующие произносят такбир-ташрик. Мужчины делают это вслух, женщины – шепотом.

Особое внимание уделяется поиску жертвенного животного. За одного человека в жертву приносят барана (не моложе одного года), за семерых – корову или верблюда (не моложе двух и пяти лет соответственно). Животное должно быть здоровым, важно за ним ухаживать и хорошо кормить. Не допускаются слепые, хромые, истощенные, с отрезанным ухом или хвостом.

По единогласному решению Совета казыев и Совета улемов ДУМ РТ размер нисаба для совершения курбана в этом году определен в размере 36 тысяч рублей. Это значит, что мусульманин обязан совершить жертвоприношение, если он имеет в наличии такую сумму за вычетом долгов и обязательных расходов.

«Это намного гуманнее, чем убивать током»

В Курбан-байрам во всех мечетях Татарстана пройдут праздничные намазы. В Казани рецитация Корана начнется в 2:30, праздничный вагаз – в 3:00. В 3:30 верующие совершат гает-намаз, по его завершению прозвучит проповедь на арабском языке, а также чтение Корана и ду'а.

После праздничного намаза начнутся обряды жертвоприношения – в столице РТ подготовят 17 специальных площадок. Забойные цеха организуют при мечетях «Апанаевская», «Тынычлык», «Гадел», «Аль-Марджани», «Ризван», «Билял» и других. При этом к жертвенному животному нужно относиться трепетно и стараться максимально сократить его страдания, отмечает Равиль хазрат Зуферов.

Так, животное должно самостоятельно прийти к месту заклания, тащить силой и намеренно пугать нельзя. Необходимо использовать острый нож, причем точить его на глазах животного и, тем более, производить забой на виду у других животных нельзя.

«Мы делаем это не для того, чтобы мучить животных, нет. Страданий быть не должно. Это намного гуманнее, чем, например, убивать током. В таком случае животное даже не успевает дух испустить, а с него уже сразу шкуру снимают. Мы же сначала ждем и только потом только разделываем», – обращает внимание заместитель муфтия.

Фото: Город Казань KZN.RU / Денис Гордийко
Фото: Город Казань KZN.RU / Денис Гордийко

По правилам туша делится на три части. Одну часть хозяин оставляет для себя и своей семьи. Вторую можно отдать родственникам и соседям, а третью – нуждающимся. Это могут быть малоимущие семьи и те, кто находится в трудной жизненной ситуации. Такие части можно оставить прямо на месте обряда, обычно здесь уже составляются соответствующие списки: мясо собирают и раздают нуждающимся.

«Это гуманность и возможность протянуть руку помощи. Не просто зарезать животное, а помочь мясом нуждающимся, – говорит Равиль хазрат Зуферов. – Есть еще один нюанс. Человек, который намеревается сделать жертвоприношение, может уйти из дома голодным и подождать, пока барашка зарежут, разделают, сварят суп, и только потом отведать его. Тогда он совсем по-другому почувствует и вкус, и аромат».

Отходы, оставшиеся после забоя животного, утилизируются специальными службами. При их отсутствии внутренности можно закопать в земле, но ни в коем случае не оставлять на улице, их, например, могут растаскать собаки. Шкуру допускается оставить себе или подарить другому. Продавать или использовать в качестве оплаты мясо жертвенного животного нельзя.

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и провести этот день в чистой и праздничной одежде. В семьях готовятся самые вкусные яства, принимают гостей и дарят друг другу подарки. Принято в этот праздник и отправляться на кладбище, чтобы помолиться за тех, кто ушел из жизни.

«Это такой праздник, когда Всевышний принимает все наши молитвы. Поэтому желаем всем счастья. Чтобы в домах было благополучие, все больные выздоровели, и, главное, всегда в сердце была вера», – поздравляет Равиль хазрат Зуферов.