Велосипед каждому из нас знаком с детства. Простой принцип действия, приводимый в движение мускульной силой человека, лёгкий вес и небольшие габариты делают его идеальным видом транспорта для любого человека. В Европе давно поняли, что гражданин, использующий велосипед в качестве повседневного транспорта, это выгодно. Велосипедист не загружает дорог, не занимает парковочного места, не загрязняет воздух выхлопными газами, да ещё и здоровье своё поддерживает. Поэтому во многих европейских странах уже давно повсеместно создают условия для велосипедного движения: велодорожки на тротуарах и велополосы на дорогах, велопарковки у торговых центров и прокат велосипедов. А также обеспечивают безопасность такого дорожного движения.
В Приднестровье велосипед в качестве транспорта всегда был и остаётся популярным в сёлах, где небольшие расстояния и нет плотного движения автомобильного транспорта. В последнее время велосипеды получили широкое распространение и в крупных населённых пунктах нашей республики. Но здесь уже возникают типичные для городов проблемы в виде неподготовленности транспортной инфраструктуры.
Вносить посильный вклад в развитие велосипеда в качестве городского транспорта пытаются общественники. Например, в Тирасполе уже много лет существует и активничает велоклуб «Покатушки», устраивающий коллективные велозаезды. Его активисты пропагандируют безопасность дорожного движения для велосипедистов и помогают в составлении лучших велосипедных маршрутов.
В Рыбнице развитием велосипедной инфраструктуры занималось общественное движение «Народное действие». Общественники тогда справедливо заметили, что велосипед в городе уже пользуется популярностью. Но для того, чтобы он использовался чаще и в качестве именно транспортного средства, а не только для поездок на досуге, необходимы велопарковки. Возможность припарковать велосипед и не переживать за его сохранность пока ты совершаешь покупки в магазине, является важным фактором, способствующим выбору этого вида транспорта. Общественники с помощью обращений к предпринимателям даже сумели создать в городе более 10 велопарковок у аптек и магазинов. Есть они и в наиболее популярных общественных местах, например, в городском парке и на набережной. В установке велопарковок там содействие оказала госадминистрация. А «причал» для велосипедов возле 33-го магазина на улице Мичурина так вообще был установлен на средства, которые активисты «Народного действия» собрали с рыбничан в интернете. Готовность людей участвовать своими личными деньгами в установке велопарковок подтверждает их общественную востребованность. Но гораздо более важной составляющей являются велодорожки и велополосы, и вот тут уже только силами общественников и предпринимателей не справиться.
Государство до недавних пор никакого внимания развитию велосипедной инфраструктуры в городах не уделяло. Первые упоминания велосипедного транспорта в Приднестровье появились лишь в государственной целевой программе «Поддержка и развитие туризма на 2019 – 2026 годы».
Именно в рамках этой программы 30 мая в Бендерах открыли первый городской велосипедный маршрут, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой. На выделенные 145 тысяч рублей была создана кольцевая велодорожка протяжённостью более 15-ти километров, установлены велопарковки, нанесена соответствующая дорожная разметка, установлено 43 дорожных знака, предупреждающих водителей о наличии велосипедных дорожек. В общем Бендеры теперь пионер в области развития велосипедной инфраструктуры в Приднестровье.
Что же в остальных городах? Пока тихо. Но на прошедшем заседании правительства был принят проект Концепции развития велотранспортной инфраструктуры в городах и районах ПМР на период 2023 — 2026 годов. Его разработало Агентство по развитию туризма. Концепция направлена на создание благоприятных условий для использования велосипедного транспорта на улично-дорожной сети. Документ предусматривает воплощение ряда мероприятий в два этапа. На первом – государственные администрации должны разработать планы мероприятий. Это сделают уже в текущем году. На втором этапе всё запланированное необходимо будет реализовать в период с 2024 по 2026 годы. Премьер Александр Розенберг на заседании отметил, что от реализации этого проекта ожидают не только создания новых велосипедных маршрутов, но и повышения туристической привлекательности городов Приднестровья.
Принятие Концепции – весьма положительный фактор. Надо полагать, что она действительно будет реализована и пользоваться велодорожками смогут не только бендерчане. Не совсем хорошо лишь то, что развитие велотранспортной инфраструктуры в Приднестровье рассматривается не в рамках развития городской транспортной инфраструктуры. Это лишь привязка к туризму и повышению туристической привлекательности. Но здесь, как говорил Наполеон, главное ввязаться в бой, а там видно будет. Ведь туристы приезжают и уезжают, а созданными для них велодорожками приднестровцы смогут пользоваться каждый день.
P.S. Пока я писал эту статью, за окном проехали шесть велосипедистов.