Найти тему
Исторический музей

По залам Исторического музея. Залы 7 – 8.

Мы продолжаем нашу серию публикаций, посвященных оформлению музея. Сегодня мы с Вами «посетим» 7 и 8 залы, исторические названия которых – «Киевский зал. Памятники от 988 до 1054 г.» и «Киевский зал. Памятники от 1054 до 1125 г.».

Архитектурное оформление первого Киевского зала (сейчас зал носит название «Эпоха Великого переселения народов») цитирует детали убранства собора Святой Софии в Киеве, строительство которого велось при Ярославе Мудром в 1037 – 1061 гг. Оконные и дверные проемы украшены растительным орнаментом, повторяющим декоративные мозаики и фрески собора. Над входом и на стенах зала помещены копии 11 шиферных плит, которые ограждали перила на хорах в этом храме. Ниже расположен слепок фрагмента надписи на греческом языке, найденной при раскопках первой каменной церкви Древней Руси – Десятинной церкви (989 – 996 гг.). Витиеватый орнамент мозаичного пола повторяет рисунок мозаики архиерейского места в большом алтаре Софии Киевской. В 7 зале стоит обратить внимание и на витрины – среди них по сей день стоят основания трех дубовых шкафов-витрин, которые были изготовлены в 1882 – 1883 гг. и представляют собой предметы первоначального оборудования Российского Императорского исторического музея.

Зал № 8 сейчас носит название «Формирование Древнерусского государства (IX – начало XII в.)». Зал украшен орнаментальными композициями, скопированными с древних памятников книжного искусства: «Остромирово Евангелие» и «Изборник Святослава». Эти мотивы встречаются в обрамлении оконных проемов и рисунке мозаичного пола. Тройные арочные окна копируют окна центрального нефа собора Святой Софии в Киеве.

Яркими элементами оформления и по совместительству важными памятниками восьмого зала являются две картины Генриха Семирадского – «Похороны руса» и «Ночные жертвоприношения». Мы уже упоминали эти произведения в предыдущих материалах, так как изначально полотна украшали собой зал № 4. Картина «Похороны руса» написана по «Запискам» арабского писателя Х века Ахмеда Ибн-Фадлана, который участвовал в посольстве в Волжскую Булгарию. В городе Булгар Ибн-Фадлан был свидетелем похорон знатного воина-руса и подробно описал обряд его погребения. Центральное место в композиции занимает украшенная резьбой ладья, на корме которой – сам умерший воин. Во время работы над этой грандиозной и многофигурной композицией, Семирадский обращался не только к «Запискам» Ибн-Фадлана, но и к зарисовкам предметов, найденных в знаменитом кургане Х в. «Черная могила» – сами предметы также экспонируются в зале № 8. Сюжет картины «Ночные жертвоприношения» основан на рассказе византийского историка Х в. Льва Диакона о войне киевского князя Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием. На переднем плане Семирадский изобразил убийство пленных греков и расправу над младенцами, которых вырывают из рук матерей. В верхней части композиции представлен и сам князь Святослав верхом на белом коне.

Интерьер восьмого зала за более чем вековую историю музея претерпел существенные изменения. Изначально в зале располагались копии мозаик из Софии Киевской, но в 1930-х годах по идеологическим соображениям они были убраны, и в 1937 г. одну из стен зала украсили полотна Семирадского. В 1953 г. поменялись наличники дверных проемов. В 1995 г. в зале был устроен проход в Воскресенские ворота, соединившие Главное здание музея с музейным кварталом. Первоначальный облик зала можно видеть на дореволюционных фотографиях.

Второй Киевский зал (зал № 8). Фотоателье «Шерер, Набгольц и К». Вторая половина 1900-х - начало 1910-х гг.
Второй Киевский зал (зал № 8). Фотоателье «Шерер, Набгольц и К». Вторая половина 1900-х - начало 1910-х гг.