Несколько событий в Европе привели к потеплению отношений между Парижем и Москвой. К ним относятся Голландская экспедиция генерала Ферзена и Швейцарский поход Суворова, которые закончились неудачей для русских войск и в ходе которых поведение союзников по коалиции было, мягко выражаясь, неудовлетворительным.
В 1798 году, пока Наполеон воевал в Египте и Сирии, оформилась вторая международная коалиция против Французской республики. В неё вошли Англия, Австрия, Россия, Турция, Неаполитанское королевство, ряд германских государств.
Швейцарский поход русских войск под командованием генерал-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова (10 (21) сентября — 27 сентября (8 октября) 1799 года), несмотря ни на что, запомнился выдающимся переходом армии через Альпы. Это классический пример ведения боевых действий в горных условиях.
Российские войска в Швейцарии состояли из двух корпусов: Суворова и Римского-Корсакова. Свои операции Суворов был вынужден проводить, согласуя их с австрийским высшим военным советом (гофкригсратом). Русская армия в Северной Италии была объединена с австрийской. Суворов командовал силами союзников только на поле боя, а гофкригсрат составлял стратегический план, обязательный для исполнения Суворовым. Однако этот стратегический план утверждался английским руководством.
Швейцарский поход Суворова описан многократно, хотя информация о нем из разных источников противоречива. Но одно ясно, координацию действий русских и австрийцев осуществляли англичане, как создатели и спонсоры второй коалиции. И это было слабым местом плана, из-за которого, в частности, русские войска понесли значительные потери.
3-4 августа корпус Римского-Корсакова прибыл в Швейцарию, а 16 августа в Цюрих. 18 (29) августа 1799 войска под командованием эрцгерцога Карла начали отход из Швейцарии. Карл, согласно плану, двинул свои войска (65 тыс.) на Средний Рейн против вторгнувшихся в Германию французов (генерал Бессьер, 12 тыс.). В это время А. В. Суворов был скован в Италии осадой французского гарнизона в Тортоне и не мог начать движение в Швейцарию немедленно. Согласно заключенной 11 (22) августа 1799 конвенции, гарнизон обязался капитулировать, если до 31 августа (10 сентября) 1799 крепость не будет деблокирована французскими войсками. Предотвратив две попытки деблокады Тортоны французской армией под командованием Моро, Суворов дождался капитуляции гарнизона. Только 31 августа (10 сентября) 1799 русские войска выступили по направлению к Швейцарии.
У Римского-Корсакова было достаточно войск: 44 тысячи русских и 32 тысячи австрийцев. У противостоявшего ему французского генерала Массена было столько же: 75 тысяч. Но у Массена имелось то, чего не было у русского генерала: свободные солдаты республики плюс агрессивная тактика. 25-26 сентября 1799 года Массена нанёс русско-австрийской армии решительное поражение близ Цюриха и заставил её отступить из Швейцарии.
Это произошло в разгар перехода Суворова через Альпы. После этого Суворову стало просто некому помогать, и никто ему не мог помочь. Теперь перед Суворовым стояла задача спасти свою армию от уничтожения. Ему следовало провести её горными тропами в расположение союзных войск. Если бы он спустился на равнину, то оказался бы раздавлен превосходящими силами французов.
Марш Суворова через Альпы был беспримерным. Сам Массена впоследствии говорил, что отдал бы все свои победы за один такой поход. Однако, восхищаясь мастерством Суворова и мужеством русских солдат во время Швейцарского похода, нельзя ни на минуту забывать, что сам этот поход изначально был ничем иным, как отступлением.
Причиной такого итога русский генералитет назвал неудачный план, а по сути, неумелую координацию действий английским руководством. Естественно Павла 1 такие действия англичан, мягко выражаясь, огорчили. После конфузии в Голландии, это был второй эпизод, подрывающий доверие к британским союзникам. Естественно, такое отношение союзников вызывало недоверие Павла, если не сказать больше. Наполеон, как блестящий стратег, оценил ситуацию безошибочно.