Нововведения вступят в силу уже со следующего года
С 1 апреля 2024 года система оформления водительских прав в России серьезно изменится. Сегодня, 27 июня, Госдума приняли в третьем окончательном чтении соответствующий законопроект (ист.).
История вопроса:
Согласно обновленному тексту законопроекта, иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут признавать недействительными в России по истечении одного года со дня получения ВНЖ или статуса гражданина. Требование, таким образом, распространяется и на россиян с иностранными правами, которые те, к примеру, оформили во время длительного нахождения заграницей. Эти документы россиянам также придется заменить.
При этом в случае с Белоруссией есть нюанс: водительское удостоверение не придется менять, если речь идет о гражданах России или Белоруссии, у которых есть права белорусского образца.
Для получения прав категории В, с которыми можно управлять малотоннажными грузовиками, будет достаточно успешно сдать теоретический экзамен. Сдавать практику в ГИБДД таким водителям не придется. Но нужно будет дополнительно получить медзаключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева в беседе с Autonews.ru отметила, что переучиваться придется именно водителям грузовиков. К этим ученикам, по ее словам, автошколы готовы.
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что законопроект напрямую затронет не только таксистов-иностранцев, но и в целом профессиональных водителей, которые сейчас работают в России. По словам Шапарина, главная задача законопроекта состоит в том, чтобы вывести в законодательное поле России тех водителей, которые решили здесь жить.
По словам Шапарина, в ГИБДД давно ищут способы более тщательно контролировать процесс выдачи водительских прав. Что касается национальных удостоверений, то, по оценкам эксперта, это направление ведомство практически не контролирует.
– Этим, в том числе пользуются водители-иностранцы, которых лишили прав в России. Они восстанавливали их у себя на родине, ведь у ГИБДД России доступа к их базам нет, – пояснил Шапарин.
Напомним, по данным МВД за 2022 год, было зафиксировано 43 тыс. ДТП по вине водителей-иностранцев. Чаще всего виновниками являются граждане Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Армении и Азербайджана. LR