11,3K подписчиков

«Вечно живущая» Надя Рушева. За свою короткую жизнь она оставила целую планету рисунков

10K прочитали
Надя Рушева
Надя Рушева

«У тебя вся жизнь впереди», - наверняка каждому из нас в детстве и юности говорили родители или близкие, намекая, что впереди ещё уйма времени, и если правильно его использовать, то можно стать кем угодно и чего угодно достичь. А что если этой самой жизни отмерено всего ничего? Сколько тогда успеет сделать человек?.. Надя Рушева ушла на взлёте, когда ей едва исполнилось 17 лет. Но эту гениальную девочку и её невероятные, наполненные светом рисунки в Советском Союзе узнали миллионы людей. А созданные ею иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова вдова писателя назвала «лучшими из всех существующих».

Будущая художница родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе в семье балерины и художника. Её мать и отец, Наталья Аджикмаа и Николай Рушев, входили в число деятелей искусства, которых Советский Союз направил в дружественную Монголию способствовать подъёму её культуры.

Надя Рушева с родителями.
Надя Рушева с родителями.

Надя была долгожданным и желанным ребёнком: она появилась на свет только спустя шесть лет после того, как её родители поженились. Её настоящее имя – Найдан. Именно его записали в свидетельстве о рождении. По-тувински оно означает «вечно живущая».

Творческая атмосфера и царивший в семье культ чтения не могли не оказать влияния на характер и мировоззрение Нади. Рисовать её никто не учил, но в пятилетнем возрасте гены отца-художника, видимо, заявили о себе, потому что девочка взяла карандаш и больше его из рук не выпускала.

В том, что у дочери есть все задатки отличного графика, Николай Рушев убедился, когда Наде исполнилось семь лет. В один из вечеров, когда он читал ей «Сказку о царе Салтане», Надя сделала 36 рисунков. Когда отец посмотрел её готовые работы, то понял, что дочь не только хорошо запомнила, но и запечатлела услышанное. Позже, когда Надя научилась читать, она стала делать иллюстрации к другим произведениям Пушкина - «Евгению Онегину», «Медному всаднику», «Повестям Белкина». Великого русского поэта она называла «самым родным». В её «Пушкиниану» вошло свыше 300 работ.

В художественную школу, несмотря на явные способности и настоятельные советы специалистов «не губить талант», Надю не отдали. Николай Рушев счёл, что такой самородок учить – только портить, поэтому будет гораздо лучше, если одарённость дочери станет развиваться сама по себе, без всякого давления со стороны. Он понимал, что академические требования преподавателей рисовать «правильно» могут стеснить её свободу самовыражения и тем прервать необычайный творческий полёт. Ведь главным компонентом таланта Нади было безграничное воображение, которое, в отличие от изобразительных навыков, выработать никакими упражнениями нельзя.

То, что решение Николая Рушева было правильным, стало ясно через несколько лет, когда феноменом девочки заинтересовались профессиональные художники и искусствоведы.

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но бывают необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - говорил о Наде Рушевой доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Как многие художники, Надя любила рисовать балерин. Её лёгкие линии как нельзя лучше подходили для изображении грации танцовщиц, их "полётности".
Как многие художники, Надя любила рисовать балерин. Её лёгкие линии как нельзя лучше подходили для изображении грации танцовщиц, их "полётности".

Талант Нади Рушевой рос вместе с ней. Когда ей исполнилось 11 лет, её работы напечатали во всесоюзной газете для школьников «Пионерская правда», а ещё через год они экспонировались в «Клубе искусств» МГУ и редакции журнала «Юность». В последующие пять лет были организованы ещё 15 персональных выставок юной художницы, причём не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии, Румынии, Индии, Польше. И везде её рисунки находили живой отклик у зрителей разных возрастов.

Фонарщик и Маленький принц.
Фонарщик и Маленький принц.
Любимый всеми ребятишками СССР итальянский сказочник Джанни Родари на память художнице написал на одной из её работ: «Браво, Надя, браво!» Известнейший советский литературовед и телеведущий Ираклий Андроников так отозвался о её цикле «Пушкиниана»: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка».

Буквально несколькими линиями она очень точно передавала переживания своих героев, их настроение, пластику, характер. При создании графических работ Надя никогда не делала эскизов и не пользовалась ластиком. Она рисовала тушью и карандашом сразу набело, практически без штриховки.

А это уже иллюстрация к роману Александра Грина "Бегущая по волнам".
А это уже иллюстрация к роману Александра Грина "Бегущая по волнам".

«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», - признавалась Надя.

Поэт за чтением.
Поэт за чтением.
Пушкин на балу с Амалией Ризнич.
Пушкин на балу с Амалией Ризнич.

За десять лет, прошедших с того памятного вечера, когда отец читал ей «Сказку о царе Салтане», Надя создала свыше 12 тысяч рисунков. Это циклы работ, посвящённых произведениям Пушкина, Толстого, Булгакова, Сент-Экзюпери – всего девочка проиллюстрировала произведения 50 писателей, а также любимые мифы и легенды Древней Греции.

Иллюстрация к "Войне и миру" Льва Толстого.
Иллюстрация к "Войне и миру" Льва Толстого.
Пьер Безухов
Пьер Безухов
Наташа Ростова и Пьер
Наташа Ростова и Пьер

Если литературное произведение находило отклик в её сердце, то можно было не сомневаться в том, что впечатления Нади обязательно выльются в рисунки. Например, когда она переживала острое увлечение творчеством Пушкина, то даже работы делала гусиным пером – совсем как Александр Сергеевич, который любил покрывать рисунками поля своих черновиков…

Пушкин и "гений чистой красоты" Анна Керн, вдохновившая его на бессмертные строки "Я помню чудное мгновенье..."
Пушкин и "гений чистой красоты" Анна Керн, вдохновившая его на бессмертные строки "Я помню чудное мгновенье..."

Она старалась представить, каким Пушкин был человеком, как сходился с людьми, вёл себя в кругу семьи, играл с детьми, относился к товарищам по лицею и друзьям. Как творил, любил и вдохновлялся своей музой и женой Натальей Гончаровой...

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Девочка словно торопилась жить, чувствовать и работать, чтобы успеть как можно больше. Когда прочла роман «Мастер и Маргарита», всю глубину и многоплановость которого сложно осилить и взрослому, Надя была потрясена. Произведение захватило её настолько сильно, что она задалась целью во что бы то ни стало его проиллюстрировать.

Коровьев и кот Бегемот
Коровьев и кот Бегемот

Отец полностью поддержал дочь. Вместе они гуляли по Москве, беседовали, спорили, посещали места, описанные в книге. Такое погружение в таинственную и мистическую атмосферу романа вылилось в серию великолепных иллюстраций.

Воланд
Воланд
Понтий Пилат с псом
Понтий Пилат с псом
Маргарита и Азазелло
Маргарита и Азазелло

Тогда никто и предположить не мог, что цикл работ, посвящённых «Мастеру и Маргарите», станет последним.

Иешуа
Иешуа
«Как свободно! Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает, - так говорила Елена Булгакова, вдова писателя, описывая свои первые впечатления от рисунков Нади Рушевой. - Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита

Надя Рушева мечтала стать мультипликатором. Она уже готовилась к поступлению, представляла, как летом, после выпускного бала, подаст документы во ВГИК. Но этим планам, увы, не суждено было осуществиться. 5 марта 1969 года она собиралась в школу, как вдруг лишилась чувств. Её на «скорой» доставили в Первую Градскую больницу, но врачи уже ничем могли ей помочь. На следующий день Надя, не приходя в сознание, скончалась от последствий кровоизлияния в мозг. Оказалось, что у неё была врождённая аневризма. Бессимптомное течение болезни не позволило выявить смертельно опасную патологию на ранней стадии.

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха, - считал академик Дмитрий Лихачёв. - Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа».

В 1975 году советский космонавт Георгий Гречко взял в космос иллюстрацию Нади к произведению Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». В день рождения Рушевой, 31 января, во время очередного сеанса связи, он рассказал о юной художнице и показал её работу. Этот репортаж увидели не только в СССР, но и в других странах.

"Дорогие ребята! Творчество Нади Рушевой пленило меня ещё тогда, когда она ещё была ученицей вашей школы. Мальчиш-Кибальчиш Аркадия Гайдара и Нади стал поэтому нашим спутником в космическом полёте. Пусть для вас станут примером смелость, верность Мальчиша и неустанное творческое горение Нади!" - написал Георгий Гречко на побывавшем на орбите рисунке и передал его в школу, где училась Надя.
Тот самый рисунок Нади, побывавший в космосе.
Тот самый рисунок Нади, побывавший в космосе.

21 октября 1982 года советский астроном Людмила Карачкина открыла астероид № 3516, который назвала в честь Нади – Рушева (Rusheva). Имя художницы также носит один из горных перевалов на Кавказе. А рядом со школой № 1466 (ранее - № 470), в которой училась гениальная девочка, открыли парк «Надежда». Там находится памятник - кентаврёнок с её рисунка.

Кентаврёнок стал неофициальным символом творчества Нади Рушевой.
Кентаврёнок стал неофициальным символом творчества Нади Рушевой.

В 2022 году российское издательство АСТ выпустило подарочное издание романа «Мастер и Маргарита» с её иллюстрациями. На открывающем первую главу рисунке, изображающем Берлиоза и поэта Ивана Бездомного, воспроизведены слова Елены Булгаковой: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо - Надю Рушеву».

Роман "Мастер и Маргарита", выпущенный издательством АСТ, украсили рисунки Нади.
Роман "Мастер и Маргарита", выпущенный издательством АСТ, украсили рисунки Нади.

Это - неоконченный фильм о Наде Рушевой. Она вернулась с его съёмок буквально за пару дней до смерти. На одном из последних, берущих за душу кадров девочка рисует на снегу профиль Пушкина...

#художница, #искусство, #девочка #талант, #творчество, #вдохновение, #красота, #музей, #коллекция, #выставка, #искусствовед, #искусствоведение.

Если вам понравился данный материал, то, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк! Этим вы очень поможете развитию моего маленького и уютного канала. И, разумеется, вдохновите автора на новые рисунки, статьи и видео.