Найти тему

Щербаковская улица

До 1917 года улица и окрестности принадлежали тому же Удельному ведомству, что и село Измайлово. В 1897 году местность была распланирована на отдельные участки, которые сдавались под застройку в аренду. Тогда же появились улицы – продольные в честь царей и Великих князей: Михайловская (Щербаковская), Алексеевская (Зверинецкая), Петровская (Кирпичная), Александровская (Благуша), Николаевская (Ткацкая). И поперечные улицы в честь проектировщиков района - Мочальская (Ибрагимова), Фортунатовская, Мироновская, Давыдовская (Лечебная), Борисовская, Вельяминовская.

Местность представляла собой вид уездного городка, дома были преимущественно одно-двухэтажными деревянными с садами и огородами. Водопровода и канализации не было. Замощены булыжником были лишь несколько улиц. По обе стороны проезжей части тянулись канавы, с перекинутыми через них дощатыми мостиками. Уличное освещение отсутствовало до 1925 года. 

Щербаковская улица, 1925 год. Установка мачты электрической сети. Источник: Музей истории транспорта г. Москвы.
Щербаковская улица, 1925 год. Установка мачты электрической сети. Источник: Музей истории транспорта г. Москвы.

С 1920-х годов здесь стали строиться первые каменные дома: школы, райисполком, ремесленное училище и несколько конструктивистских жилых домов. 

Райисполком на Щербаковской улице. Здание 1930-го г. постройки. Фотография 1949 г.
Райисполком на Щербаковской улице. Здание 1930-го г. постройки. Фотография 1949 г.

После войны, когда на востоке начал масштабно застраиваться новый район Измайлово, стало очевидно, что Щербаковская улица, главная магистраль Сталинского района, требует реконструкции. В 1949 году вместо булыжной мостовой был положен асфальт, устроены тротуары. 

Щербаковская улица, 1950-1960-е гг.
Щербаковская улица, 1950-1960-е гг.

В 1951 году архитекторами Магистральной мастерской № 6 Н.Я. Колли, В.В. Калининым, В.П. Сергеевым был разработан проект застройки этого района. Около шестидесяти деревянных домов подлежали сносу. Проезжая часть расширялась до 30 метров. Вдоль ровной как стрела магистрали группировались семь больших кварталов. Объемно-пространственная организация улицы была основана на ритмичном чередовании 10-14-этажных объемов зданий. В каждом квартале создавалась своя группа со своими композиционными построениями. Особая роль отводилась архитектуре 14-этажных домов, которые должны были занять ведущее положение в своих кварталах. С двух сторон их фланкируют более простые формы 10-этажных домов. Отступы от красной линии образуют парадные курдонеры и скверы. Разрывы между зданиями и отступы были рассчитаны таким образом, чтобы здания максимально получили солнечное освещение, даже в глубине дворов.

Макет застройки Щербаковской улицы и Семеновской площади, 1951 г.
Макет застройки Щербаковской улицы и Семеновской площади, 1951 г.

На Семеновской площади первоначально предполагалось возведение высотного здания и памятника Сталину перед ним, но вскоре от этих элементов застройки отказались.

В середине Щербаковской улицы на южной ее стороне был отведен квартал для строительства школ и спортивного комплекса. По обеим сторонам улицы предполагалось высадить декоративные и фруктовые деревья и кустарники.

Северная сторона уже была частично застроена сохраняемыми каменными домами 1920-30-х годов и промышленным комплексом. Их предполагалось органично включить в новое архитектурно-планировочное решение, что представляло собой сложную задачу.

Архитектурный совет, рассматривающий проект в 1951 году, особенно отмечал необходимость создания архитектурного единства ансамбля улицы и детальной проработки фасадов, но так же освобождение их от перегрузки архитектурными деталями, учитывая индустриальность строительства.

Проект застройки Щербаковской улицы, 1957 г.
Проект застройки Щербаковской улицы, 1957 г.

Осуществление проекта растянулось на долгие годы, но в большей степени он был реализован.

Застройка Щербаковской улицы, 1956 г.
Застройка Щербаковской улицы, 1956 г.

О домах по Щербаковской улице читайте здесь: