Сегодняшний наш рассказ пойдет о выдающемся просветителе Российской империи, выпускнике физико-математического факультета Казанского университета И.Н. Ульянове.
Способности Ильи Николаевича к точным наукам были замечены в гимназии учителем математики и физики Н.М. Степановым, который не только наполнял занятия способного ученика математикой, физикой, химией, но и привлек его к метеорологическим и астрономическим наблюдениям. Он также хорошо знал литературу. Его сочинение «О сатирическом направлении в русской литературе», в числе лучших было направлено в Казанский учебный округ и заслужило одобрение со стороны адъюнкта Казанского университета В.А. Сбоева. Илья хорошо рисовал, чертил, великолепно знал французский и немецкий языки. Тем не менее, в свидетельстве об окончании гимназии было записано: «…ему, Ульянову, как происходившего из податного сословия, не предоставляется тем никаких прав для вступления в гражданскую службу». К тому же, начальственное распоряжение от 26 января 1850 г. гласило: «Высочайшим повелением при приеме в университет отдавать преимущество тем, кто имеет право на вступление в гражданскую службу». И все же, желая помочь талантливому выпускнику, директор Астраханской гимназии направил прошение в Казанский учебный округ с просьбой о «помещении ученика Ульянова стипендиатом в Казанский университет». В ответ, управляющий Казанским учебным округом, разъяснил директору гимназии, «что стипендии в университете предназначены, чтобы облегчить лишь чиновникам способным к воспитанию детей». Поэтому причисленного к мещанскому сословию Илью Ульянова нельзя зачислить в число стипендиатов.
Не имея достаточных средств к существованию, Илья Николаевич все же твердо решил учиться в Казанском университете. Ректор университета И.М. Симонов, сам выпускник Астраханской гимназии, желая помочь земляку, допустил его к вступительным экзаменам, которые Ульянов сдал вполне успешно.
В университете преподавали талантливые ученые: астрономию читал первооткрыватель Антарктиды И.М. Симонов, лекции по теоретической химии студенты слушали у А.М. Бутлерова, «который сам страстно любил науку и увлекал ею слушателей», физику читал один из лучших учеников академика Э.Х. Ленца – А.С. Савельев, одаренный ученый и педагог. Лекции К.И. Ленстрема вызывали у Ульянова неподдельный интерес и душевный отклик. Выпускник Главного педагогического института (Санкт-Петербург), убежденный противник наказаний для детей, он считал, что «только ласковым обращением, любовью к детям, изучением их характеров, указаниями на проступки их, одним словом гуманностью, можно посильно укрепить в них сознание долга и справедливости». Учился Илья Николаевич с увлечением.
1854 г. – последний год студенческой жизни. И.Н. Ульянов успешно сдал экзамены и выполнил диссертационную работу по астрономии. Высокий уровень преподавания этого предмета в университете привлекал к себе талантливых студентов, в числе которых был и Илья Николаевич. М.А. Ковальский, под чьим руководством писал работу Ульянов, после окончания Санкт-Петербургского университета в 1845 г., занимался исследованиями в области небесной механики, а затем его привлекла кометная астрономия. Благодаря трудам Ковальского, в начале ХХ в. была создана стройная математическая основа, необходимая для исследования движения малых тел Солнечной системы. Эти исследования продолжаются и в наше время.
Тема диссертационной работы И.Н. Ульянова, предложенная Ковальским, называлась: «Способ Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфюса». 10 мая 1854 г. Илья Николаевич представил в Совет Казанского университета свою диссертацию. Выпускник университета проанализировал в диссертации вклад в развитие теории движения комет Ньютона, Гевелия, Лапласа, Лагранджа и пришел к выводу, что способ Ольберса «как самый простой» из всех имеет огромное преимущество «самое важное в практическом отношении – краткость и удобность вычисления». Далее Ульянов провел ряд сложных расчетов, вычислив элементы орбиты новой кометы. Профессор Ковалевский, оценивая диссертацию, писал: «Сочинение студента 4 курса г. Ульянова представляет полное изложение способа Ольберса для вычисления пароболической орбиты кометы с дополнением Энке и Гаусса и показывает, что г. Ульянов постиг сущность астрономических вычислений, которые, как известно, весьма часто требуют особых соображений и приемов. Это сочинение я считаю вполне соответствующим степени кандидата наук». С мнением Ковальского согласились и другие профессора: П.И. Котельников, П.И. Вагнер, А.Ф. Попов, А.С. Савельев, П.С. Гесс. Таким образом, будучи совсем молодым человеком, Илья Николаевич проявил свой самобытный талант и научную компетентность.
Университет окончен.
Кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба Ильи Николаевича, если бы не случай. Помощник попечителя Казанского учебного округа Н.И. Лобачевский, знакомясь с донесением Пензенской метеостанции, с удивлением читал: сводка погоды сообщила, что термометр показывал температуру на солнце ниже, чем в тени! А ведь он сам, Лобачевский, много лет налаживал регулярные метеорологические наблюдения в Поволжье и на Урале. Судьба Ильи Николаевича была определена, тем более он уже несколько месяцев при университетской обсерватории вел метеорологические наблюдения. Итак, 7 мая 1855 г. Лобачевский назначил Илью Николаевича на должность старшего учителя физики и математики в Пензенский дворянский институт, поручив ему заведование метеостанцией.
Великий ученый вручил путевку в жизнь юноше, который навсегда останется верен высокому идеалу служения народу и отдаст всю жизнь народному просвещению.
Автор: Хабибулина М.Г.
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону