Найти в Дзене
История ВСЕГО

Разбор песен Лидии Руслановой (часть 2)

Песню «Вниз по Волге реке» Лидия Русланова начинает полным, насыщенным звуком на плотной грудной опоре. По настроению это вольное, гордое повествование о могучей шири великой русской реки. Когда начинается описание красивого убранства легкой лодочки, плывущей по волнам, певица интонационного богато расцвечивает мелодию. Слова «призадумался, пригорюнился» она поет нежно и мягко, а заканчивая начатую мысль – «об одной душе, красной девице» - совсем сладостно и тихо, голос певицы счастливо замирает. И вдруг снова появляется глубокое, насыщенное звучание. Так передается властное обращение героя к своим братцам-таварищам. Резкие, импульсивные и в то же время свободные переходы от одного эмоционального состояния к другому, с красочным использованием в вокале то плотного, низкого, грудного, то легкого головного регистра, то мягкого смешанного «микста» - все это придает трактовке Руслановой народных песен удивительную многоплановость. Привлекает в искусстве певицы и органичное использование на

Песню «Вниз по Волге реке» Лидия Русланова начинает полным, насыщенным звуком на плотной грудной опоре. По настроению это вольное, гордое повествование о могучей шири великой русской реки. Когда начинается описание красивого убранства легкой лодочки, плывущей по волнам, певица интонационного богато расцвечивает мелодию. Слова «призадумался, пригорюнился» она поет нежно и мягко, а заканчивая начатую мысль – «об одной душе, красной девице» - совсем сладостно и тихо, голос певицы счастливо замирает.

И вдруг снова появляется глубокое, насыщенное звучание. Так передается властное обращение героя к своим братцам-таварищам. Резкие, импульсивные и в то же время свободные переходы от одного эмоционального состояния к другому, с красочным использованием в вокале то плотного, низкого, грудного, то легкого головного регистра, то мягкого смешанного «микста» - все это придает трактовке Руслановой народных песен удивительную многоплановость.

Привлекает в искусстве певицы и органичное использование народных приемов пения, глубокое понимание принципов национального музыкального мышления, непосредственное ощущение красоты русского вокального звуковедения, выразительности ритмических средств народной музыки. Чувствуется, что существо русской песенности с самого детства было естественно впитано ее живым восприятием, вошло в ее плоть и кровь, как говорится, с молоком матери. Уже сами вокальные приемы актрисы идут от народных правил пения: в полный голос (при крепкой грудной опоре) и «тихочко». Выразительные придыхания, глиссандирующие подъемы и спады голоса, используемые певицей, также широко применяются в народном вокале при сольных запевах.