Много лет назад молодой вундеркинд Лев Ландау прочитал в книге, что человек может изменить, сформировать себя. Ему эта идея очень понравилась и он начал восполнять пробелы: много знакомился с людьми, оттачивал свое остроумие. В детстве сверстники знали его как замкнутого ребенка, и неуступчивого, вредного с родителями и педагогами.
Ландау решил стать полной противоположностью самому себе и добился результата.
Лев Толстой считал, что основная наука, которую должен освоить человек - это наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Антон Чехов советовал по капле выдавливать из себя раба.
Татьяна Пельтцер, актриса, была убеждена, что научиться чему-то можно только в тот момент, когда судьба дается тебе хороший подзатыльник. В этот момент из очков вылетают розовые стекла и лежат осколками под ногами.
Замечено: для поколений прошлых лет образование, опыт и личная трансформация была потребностью. Нынешнее поколение жаждет много увидеть, много вкусить, а вот учиться - не модно. Модно владеть бизнесом, повелевать и сливки снимать, а корячатся над книгами, бьются над формулами, работают до седьмого пота пусть другие люди, которым в жизни меньше повезло.
Но время пассивных доходов и мажоров пройдет, ничего не вечно под Луной. И окажется, что жил в палатах белокаменных, летал по миру бизнес-классом, но так ничему и не научился. Лишь школьная программа за плечами - постыдный мизер.
Братья Стругацкие в своей повести "Стажеры" писали:
Человек – это уже не животное. Природа дала ему разум. Разум этот неизбежно должен развиваться. А ты гасишь в себе разум. Искусственно гасишь. Ты всю жизнь посвятила этому. И есть еще много людей на Планете, которые гасят свой разум. Они называются мещанами.
Мещан не победить силой, потому что для этого их пришлось бы физически уничтожить. И их не победить идеей, потому что мещанство ограничено и не приемлет никаких идей.
Все, что им нужно - это питаться, жить (не хуже, чем сосед) и смотреть по вечерам развлекательное шоу. Мир предлагает им большее, но они искренне удивляются: "А зачем нам большее? Не лезьте не в свое дело...!"
Чему, по мнению, Стругацких, должен за жизнь научиться человек и научить своих детей?
Во-первых, тому, что лучше ошибаться в конкретном товарище, чем заранее относиться с презрением ко всему человечеству. Тому, что скепсис, цинизм и ненависть стоят дешево, а радоваться жизни и любить - бесценно.
Во-вторых, не полагаться на опыт других, так как жизнь стремительно меняется. Не кланяться идолам, не доверять слепо лидерам мнений, сравнивать их увещевания с жизнью.
В-третьих, научиться работать взахлеб. Человеку, у которого есть интересная работа, стыдно жаловаться на жизнь.
В-четвертых, научиться доверять интуиции близких людей, уважать движения их души.
"Я медленно учился жить" Ю.Левитанский
Я медленно учился жить,
ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить.
Полжизни я учился жить,
и мне за леность доставалось —
но ведь полжизни оставалось,
я полагал, куда спешить!
Я невнимателен бывал —
то забывал семь раз отмерить,
то забывал слезам не верить,
урок мне данный забывал.
И все же я учился жить.
Отличник — нет, не получился.
Зато терпенью научился,
уменью жить и не тужить.
Я поздно научился жить.
С былою ленью разлучился.
Да правда ли, что научился,
как надо, научился жить?
И сам плечами лишь пожмешь,
когда с утра забудешь снова:
не выкинуть из песни слова
и что посеешь, то пожнешь.
И снова, снова к тем азам,
в бумагу с головой заройся.
— Сезам,- я говорю,- откройся! —
Не отворяется Сезам.