В 92 году американцы предложили провести один из первых очных учебных боев основных машин ВВС обеих стран. С нашей стороны выставили двухместные учебно-боевые Су-27, с американской — двухместные же F-15D.
То «столкновение» окончилось безоговорочной «победой» русских, но с таким количеством нюансов, подколок и ненужного риска, что вся история похожа на издевку. Как это происходило — сейчас расскажем.
Встречали ракетами
Российское командование направило два Су-27УБ под управлением двух опытных строевых летчиков — Харчевского и Карабасова. До этого с заокеанскими специалистами уже работали отечественные экипажи, но они относились к летчикам-испытателям. Эти же двое просто были одними из лучших в действующих войсках.
Два истребителя в сопровождении транспортника проследовали до восточного побережья США из самого Липецка. И пилоты в общем-то рассчитывали на радушный прием, поскольку инициатива по организации мероприятия принадлежала американцам. Но вместо этого первое же, что сделали встречающие — подошли вплотную и показали ракеты.
С прохладцей наших встретили и на земле, на аэродроме в Лэнгли, штат Вирджиния. Тогда же выяснилось, что техническая информация об американских F-15 и F-16, переданная российскому командованию для подготовки к учениям, была искажена. Просто не соответствовала личным наблюдениям.
«Сделали» F-15 всухую
Спустя два дня ожидания неизвестно чего и тщательного наблюдения за полетами американцев Харчевского и Карабасова наконец пригласили подняться в небо. За это время они успели разработать тактики противодействия и оценивали свои силы как вполне достаточные для победы.
К полетам присоединилось два F-15D, а экипажи смешали так, чтобы в каждом самолете было по наблюдателю от второй стороны учений. Все маневры и действия, разумеется, тщательно фиксировались американскими РЛС и наблюдателями с земли. Когда все было готово, экипажи приступили к имитации классического ближнего боя с заходом в хвост и условным сбиванием.
Так вот, из восьми проведенных «схваток» американцы не выиграли ни одной. F-15 как минимум якобы не хватало скорости, чтобы уйти от Су-27, а тот на полном форсаже легко делал полтора полных витка и оказывался сзади.
А в какой-то момент наш летчик по ошибке навелся на наблюдающий за «боем» F-15, а не его «сражающегося» напарника. Так вот, в это время второй американец якобы полностью потерял противника и никакие бортовые системы не позволяли его обнаружить. Насколько это соответствует реальным возможностям выставленных F15 — тогда вызвало большие сомнения.
Безрадостная победа и сложные проводы
На пресс-конференции на земле американское командование описало итоги учений как «на равных», чем вызвало немалое удивление наших экипажей. Хотя сами пилоты ВВС США теперь перестали насмешливо улыбаться.
Со смешанными чувствами экипажи «Сушек» с транспортником выдвинулись на родину, для чего предстояло совершить несколько промежуточных посадок. Первый участок пролегал над пустыней, и на нем-то и начались проблемы. Вероятно, из-за закачанного американцами топлива при наборе высоты у обоих истребителей заглохли двигатели.
Сопровождающие американцы, даже не выходя на связь, ушли вперед. А Харчевскому и Карабасову пришлось бросать машины в пике, чтобы оживить силовые установки. Если бы им это не удалось, неизвестно, как скоро их начали бы хотя бы искать.
Вот с таким докладом российская делегация и вернулась к командованию. Как много новой и важной информации о наших самолетах и подготовке собрали тогда американцы — сказать сложно. Как и почему они на самом деле проиграли те учебные воздушные бои.
А как вы думаете, им действительно не хватило мастерства и возможностей техники? Или это была уловка, чтобы заставить русских показать как можно больше? Напишите в комментариях.