Небольшая преамбула. Эта и последующие статьи были написаны мной еще в 2016 году и размещались на моем сайте tangler.ru, но цены на его поддержание выросли и я полностью переезжаю сюда (в Я-Дзен).
Хочу сохранить эти статьи, т.к. именно это течение (zentangl) помогло мне начать рисовать в весьма "взрослом" возрасте, найти источник радости и развития.
Темой этой серии статей будет стиль рисования Зентангл (Zentangle).
Этот стиль возник достаточно давно (в 2006 году) и стал популярен во всем мире. Я начала интересоваться Зентангл в конце 2011 года, собрала и систематизировала для себя доступные сведения о стилях: Зентангл, Зенарт, Дудлинг, значение терминологии, используемой в этих стилях и другие сведения. Сегодня я поделюсь с вами первой частью. Итак…
Многие из нас рисуют что-то ручкой или карандашом на случайном клочке бумажки в момент ожидания, скуки, задумчивости, или рисует что-то для отдыха, но редко кто заостряет на этом внимание и начинает заниматься этим целенаправленно, считая это занятие достойной тратой времени. Наш мир слишком рационален и не позволяет делать что-то просто так без цели. Признайтесь, вы тоже рисовали что-то типа (вставить рисунок радужной улитки), но вероятнее всего все такие почеркушки вскоре летят в корзину.
А в Америке нашлись люди, которые это занятие систематизировали, подвели «теоретическую базу» и даже запатентовали. В результате это занятие в их интерпретации получило название Зентангл (Zentangle), а рисунки в смеси с элементами их метода — Зендудл (Zendoodle). Теперь подробнее.
История возникновения и развития системы Зентангл
Система Zentangle, как форма искусства и способ была создана Риком Робертс (Rick Roberts) и Марией Томас (Maria Thomas). И в 2006 году они зарегистрировали товарный знак Zentangle® и начали развивать коммерческую систему обучения и распространения метода по миру. Сайт создателей этой техники рисования вы можете посмотреть по ссылке zentangle.com.
Сразу хочу сказать, что, не смотря на весь их американизированный коммерческий подход к области психологии души и подсознания, я отношусь к ним с большим уважением.
Об основателях Зентангл
Рик Робертс (Rick Roberts) и Мария Томас (Maria Thomas) — основатели стиля Зентангл
Что бы понять, почему Рик и Мария стали создателями этой системы надо учесть их жизненный опыт.
Рик в своей жизни кем только не был – таксистом и финансовым аналитиком, дизайнером флейт и монахом, писателем и агентом по продажам (т.е. явно творческая натура с философским взглядом на жизнь).
Мария — художник-шрифтовик и создатель открыток, на протяжении многих лет занимается каллиграфией. Следовательно, она хорошо знакома с существующими материалами и инструментами, их свойствами и качеством, основными художественными навыками типа композиции, гармоничного использования цветов (колористики), изображения света и тени,…
С одной стороны, техника Зентангл была изобретена совершенно случайно. Однажды Мария рисовала причудливые фоновые рисунки на рукописи, которую она создавала (она занимается оформлением открыток, созданием иллюстраций с использованием каллиграфии) и обратила внимание на свои ощущения. Она описала их, как чувства свободы, пребывания вне времени, благополучия и полное сосредоточение внимания на том, что она делала с полным отсутствием мыслей о чем-либо ещё или волнения, наступала необычная сосредоточенность… Своим открытием Мария поделилась с Риком. «Ты описываешь медитацию», — ответил он.
Мария и Рик подумали, что они смогли бы создать простую систему, с помощью которой другие люди могли бы наслаждаться этим занятием. Так на свет появился Зентангл (zen – буддисткое название понятия «путь» в смысле пути развития, tangle – путаница, завитки).
Но с другой стороны, сочетание духовного (сакрального) взгляда на мир Рика и знаний и художественного опыта Марии в слиянии закономерно привело к появлению идеологии медитативного рисования.
Построение системы Зентангл
Разработав и запатентовав систему Зентангл, Рик и Мария создали систему обучения ей на семинарах и сертификации преподавателей Зентангл во многих странах. (В России, на текущий момент, сертифицированных представителей этой системы нет.)
Семинары, как правило, длятся 1-3 дня. Причем к семинару организаторы готовят наборы всех необходимых материалов и инструментов, бронируют для иногородних номера в гостинице, зал для занятий и другие необходимые моменты.
Пройдя такой семинар, преподаватель получает сертификацию, звание «Сертифицированный преподаватель Zentangle» (CZT).
А также - право вести свои авторские семинары по обучению Зентангл и распространять фирменные наборы материалов и инструментов.
С экономической точки зрения – это сетевая структура, аналогичная сети Орифлейм и т.п. В рамках системы Зентангл её основатели настойчиво рекомендуют использовать их фирменные наборы бумажных плиток (квадратиков и кружочков бумаги, аналогичной нашему ватману или горячепрессованной акварельной бумаге), линеров японской фирмы Sakura с кончиками разного размера (они действительно хороши), простых грифельных карандашей с логотипом Зентангл (можно безболезненно заменить мягким чернографитным карандашом типа 3B – 6B) и бумажных растушевок. Все это отлично оформлено, но если вы захотите приобрести эти материалы у нас в России, то такой набор стоит значительно дороже, чем, если приобрести материалы и инструменты, указанные выше в скобках, по отдельности в наших художественных магазинах.
На мой взгляд, семинары – это здорово! Положительный эффект этих семинаров – в том, что любители со сходными интересами могут встретиться, пообщаться с близкими по духу людьми, получить благожелательную оценку своих достижений, обменяться опытом и научиться чему-то новому, просто отдохнуть во всех отношениях. Отрицательный (надеюсь, это временный недостаток нашей действительности) – их стоимость (в наших местных условиях).
Делитесь впечатлениями о статье в комментариях, если статья понравилась, оставляйте на неё ссылку в соцсетях.
Продолжение читайте в следующей статье, в ней я расскажу о самых известных авторах стиля Зентангл.