Найти тему
САМЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ

Детектив про любителей детективов и не только. Питер Лавси «Ищейки»

Очень и очень близко к классическому детективу и все же не дотягивает. Есть один большой минус. Но начнем по порядку.

Начало потрясающее. Очень круто, но мало. Но даже этого достаточно, чтобы получить настоящий кайф. Я про обсуждения в одноименном клубе любителей детективов «Ищейки». Практически дословно это дискуссии с любого тематического форума про детектив. Упоминаются разные известные произведения. Обсуждается даже запертая комната и маэстро, и лучший детективный роман всех времен и народов «Человек-призрак», в котором есть знаменитая лекция.

Не могу удержаться, чтобы не привести несколько цитат, которые доказывают, что книга не только про детектив, но еще и про настоящих любителей детективов.

«- Ладно, — пожала плечами Джессика. — Все, что я могу сказать, не упоминая каких-то конкретных книг…
— Спасибо, милая, — кивнула Полли.
— …это то, что авторы, желая заинтриговать, или, точнее, мистифицировать читателя, сочиняют абсолютно надуманные истории, как, например, в одном хорошо известном произведении, где рассказчик, ведущий повествование, в последней главе оказывается убийцей.
— Точнее, в третьей главе с конца, если я правильно помню, — вставила Ширли-Энн.
Джессика сделала большие глаза.
— Эй, поосторожней с деталями».
-2
«Полли сообщила:
— У нас шла чрезвычайно полезная дискуссия о роли тайны в классическом детективе.
— Скукотища, правда? — Руперт сразу принял вызов. — Никакой связи с реальным миром. Все эти эксцентричные детективы-любители: высокомерные лорды, старые дамы, бельгийские беженцы в поисках каких-то незамеченных улик… Полная чушь. Бьюсь об заклад, что в реальном мире вы не найдете ни одного убийства, раскрытого частным детективом. — Он обвел глазами публику. — Ни одного.
Ни одного.
— Вот и замечательно, — беспечно отозвался Майло. — Не хочу, чтобы книги имели отношение к реальной жизни.
— Или к реальной смерти, — добавила Джессика.
— Вот именно.
Но Майло не понял, в чем подвох.
Руперт громко рассмеялся, снова продемонстрировав голые десны. Он выглядел, как живописная руина — мрачновато, но привлекательно.
— Короче, это сказочки для взрослых.
— Почему бы нет? — возразил Майло. — Я люблю немного волшебства, даже если в конце оказывается, что это просто трюк».

«- Помнится, когда выступала Ф. Д. Джеймс, — некоторые из нас слышали ее лекцию, — она сказала, что, вероятно, у нее с детства была склонность к детективам, потому что когда няня в первый раз прочитала ей про Шалтая-Болтая, она подумала: «Он упал сам или его толкнули?».

«- Кто-нибудь еще хочет высказать мнение о классическом детективе?
— Разве мы обсуждаем эту тему? — возразил Майло, презрительно посмотрев на Руперта. — Что-то я не заметил. Но вы правы, кто-то должен замолвить словечко за старый добрый детектив, и, разумеется, это снова буду я. Я хочу отметить, что авторы „золотого века“ довели искусство интриги до совершенства. Несмотря на то, что вы здесь наговорили, я могу привести, по меньшей мере, с десяток книг, написанных с таким блеском, что они с легкостью выдержат сравнение с любым произведением, созданным за последние полвека. Можно сколько угодно твердить о лихо закрученном сюжете у Ле Карре или о ваших сногсшибательных американцах, но для меня и для многих других главный признак смелости и мастерства детективного писателя — его способность выложить перед читателем головоломку, дать ему все нужные ключи и сказать: реши ее, если сможешь. А потом поразить серией головокружительных сюрпризов и закончить потрясающим финалом.
— И все это за счет многих других важных вещей, которые должны присутствовать в хорошем детективе, — холодно заключила Джессика.
— Каких, например?
— Яркие характеры, ритм, острые диалоги, но, прежде всего, правдоподобие. Книги, о которых вы говорите, Майло, в свое время были превосходны, но они никогда не выходили за рамки простого развлечения».
-3

Клуб показан ярко. Затем очень быстро появляется шикарная запертая комната, да не простая, а каюта на катере, где обнаружен неожиданный труп. Неожиданный в плане личности убитого. Непонятно кому мог перейти дорогу человек-мебель: тихий, молчаливый и незаметный. А потом стройная легкая версия, которая также легко, как и появилась, рухнула из-за одного небольшого нюанса. Но Великий Сыщик (кстати, обычный коп) без лишнего пафоса выводит на чистую воду виновника. И тут же сюрприз от автора. «Новый» неожиданный убийца и необычный мотив (логично вытекающий из концепции всего повествования, что заслуживает отдельной похвалы, идея абсолютно оригинальная и самое главное тесно связана с любителями детективов). Запертая комната решена как-то уж очень рано, я все ждал еще одного решения, правильного, но оказалось, что решение такое и есть. Благо оно не указывает на личность убийцы, решение простое (и тем очень хорошее), любой мог такое провернуть.

-4

Но вот с ключами как-то не получилось. Если запертая комната предполагает одно решение в заданных условиях и тут нужно просто дойти до этого. То с личностью убийцы Великий прямо дал маху. Все его рассуждения по факту ушли в молоко, хотя казалось все максимально логично и других вариантов нет. Но оказалось есть, и этот другой вариант всплыл буквально благодаря случаю, от чего концовка получилась: а) смазанной и б) излишне современной с претензией на экшен, что выбивается из общей атмосферы классического, казалось бы, детектива. Т. е. догадаться у читателя шансов не было, даже теоретических. Нарушен принцип одновременной возможности и невозможности догадаться. Особенно это выпукло смотрится на фоне того, что сам сыщик сначала свернул не туда, а обратно повернуть он и не собирался. Бог из машины помог, а это в детективах, как известно, моветон.

Так или иначе, детективная составляющая на высоте, все просто и логично, мотивировано и обосновано. Просто автор забыл раскидать ключи, отчего страдает формат «классического детектива». А экшен в конце можно и оставить, пусть сыщик (подгоняемый своевременным прозрением, а не случайно забредя на огонек) также спасет всех и вся. Главное же достоинство в том, что книга написана для любителей детективов, и это проявляется не только в антураже и наборе персонажей, детективный фанатизм лежит в основе идеи детективной линии, даже так — он двигает детективный сюжет. А это само по себе делает эту книгу уникальной.