Найти в Дзене
Московская панорама

История выстного строительства в Москве.

Hello. Стремление вверх – одно из главных для человечества. От египетских пирамид до готических соборов, от Вавилонской башни до Бурдж Халифа в Дубае – люди пытаются дотянуться до небес, демонстрируя свое могущество, богатство и власть. Но никакой самый могущественный властитель не сможет выстроить высокого здания без талантливых инженеров. Москва не стала исключением: последние 150 лет она уверенно держит курс вверх. Но с чего все началось? Рассказываем вместе с Айратом Багаутдиновым, основателем образовательного проекта «Москва глазами инженера». Дом Нирнзее. Но недолго ликовал Афремов и предлагал в своих рекламных проспектах поселиться в высочайшем доме Москвы – спустя восемь лет этот статус перешел в Дому Нирнзее на Тверском бульваре. Эрнст Нирнзее – и архитектор, и владелец дома – выстроил гиганта аж в 10 (!) этажей и высотой 40 метров.  У дома была интересная, выражаясь современным языком, концепция – Дом для холостяков. Небольшие (по дореволюционным меркам) квартиры-студии компе
Оглавление

Hello.

Стремление вверх – одно из главных для человечества. От египетских пирамид до готических соборов, от Вавилонской башни до Бурдж Халифа в Дубае – люди пытаются дотянуться до небес, демонстрируя свое могущество, богатство и власть. Но никакой самый могущественный властитель не сможет выстроить высокого здания без талантливых инженеров. Москва не стала исключением: последние 150 лет она уверенно держит курс вверх.

Но с чего все началось? Рассказываем вместе с Айратом Багаутдиновым, основателем образовательного проекта «Москва глазами инженера».

Дом Нирнзее.

Но недолго ликовал Афремов и предлагал в своих рекламных проспектах поселиться в высочайшем доме Москвы – спустя восемь лет этот статус перешел в Дому Нирнзее на Тверском бульваре. Эрнст Нирнзее – и архитектор, и владелец дома – выстроил гиганта аж в 10 (!) этажей и высотой 40 метров. 

У дома была интересная, выражаясь современным языком, концепция – Дом для холостяков. Небольшие (по дореволюционным меркам) квартиры-студии компенсировали развитые общественные пространства: ресторан «Крыша» и театр-кабаре «Летучая мышь». Сегодня дом с Тверской не разглядеть – его укрыл сталинский жилой дом на углу Тверской и Тверского бульвара.

Я сознательно воздерживался от того, чтобы называть перечисленные московские постройки небоскребами. Не было тогда в русском языке такого слова. Вместо кальки с английского наши предки называли высокие дома «тучерезами». С нынешними реформами языка, когда кофе может быть среднего рода, а договор иметь ударение на последнем слоге, гл

ядишь, удастся вернуть в обиход это поэтичное русское слово.

Вращающиеся дома и горизонтальные небоскребы.

Молодая советская республика имела большие амбиции, и ей сразу же потребовалось утвердить свое рождение постановкой парочки-другой высоток в центрах обеих столиц.

В 1919 году в Петрограде знаменитый художник-конструктивист Владимир Татлин проектирует Памятник III Интернационалу, который не просто памятник, а небоскреб высотой 400 метров. По задумке автора, внутри огромной спирали должны были располагаться три части здания, каждая из которых вращалась бы со своей скоростью: кубическое законодательное собрание – один оборот в год, пирамидальный исполнительный комитет – один оборот в месяц, цилиндрический пресс-центр – один оборот в день.

-2

Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью.

Но что не получилось у большевиков с их красным террором и НЭПом, то стало возможно в период жесткой сталинской политики. Тут без высотности было не обойтись – а как еще прославить мудрого вождя и лучшую на свете советскую власть?!

В начале 30-х на месте снесенного Храма Христа Спасителя начинают строить самое высокое здание на Земле (!) – Дворец Советов. Высота его должна была составить 416 метров, из которых последние сто приходились на колоссальную статую Ленина. На гигантское здание должно было уйти 350,000 тонн стали (это как 40 Эйфелевых башен).

-3

До войны успели устроить фундаменты, представлявшие собою два бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров и высотой 20 м. От сухого языка цифр перейдем к образам: представьте себе, что стандартные пятиэтажные хрущевки пустились в хоровод вокруг стадиона «Лужники». Вот такие там фундаменты были… и есть. Вынимать такую кучу бетона было не с руки, и она и поныне лежит в основании восстановленного Храма Христа Спасителя.

Возвели было даже 4 яруса стального каркаса, но начавшаяся внезапно война остановила стройку. К концу войны было не до дворцов – металл был нужнее на восстановление разрушенных войною мостов и заводов. Сталин так и не вернулся к замороженному проекту. Хрущев было попробовал перенести строительство на Воробьевы горы, а после и вовсе отказался от него. На прежнем месте был устроен крупнейший в Европе (еще бы – на таких фундаментах!) открытый бассейн «Москва», а в начале 90-х – восстановили Храм.

-4

Новая Россия

Вторая половина советской истории была куда приземленней, и так и не смогла переплюнуть сталинских сестер: Дом Совета экономической взаимопомощи (ныне Дом правительства Москвы на Новом Арбате) и Белый дом едва перевалили за отметку в 100 метров.

-5

Но с началом новой, как бы демократической России властям вновь потребовалось утвердиться небывалыми стройками. Для Москвы такой стройкой стал деловой центр Москва-сити. По преданию, идею Сити предложил Лужкову архитектор Борис Тхор, автор СК «Олимпийский» и соавтор Нового Арбата. По замыслу Тхора, небоскребы обнимали буквой U симпатичный парк, становясь все выше по мере движения от моста Багратион к башне Россия в северо-восточном углу участка. Таким образом, низкие высотки южной стороны Сити не загораживали бы обитателям северной стороны вида на город и реку.

-6

От идеи Тхора, который умер в 2009 году, не дождавшись завершения строительства, мало что осталось. Вместо парка вырос огромный молл, в небоскребы, как на Манхеттене 30-х годов, стали соревноваться друг с другом в росте (генплан генпланом, а продать побольше площадей-то всем хочется!). На сегодняшний день башня Федерация-Восток является самым высоким зданием в России и Европе. Обогнав всех европейских конкурентов, Москва вернула себе статус обладателя самого высокого дома в нашей части света.

Можно по-разному относиться к высотным зданиям Москвы. Кто-то восхищается их роскошным, импозантным видом, кто-то обвиняет их в негуманном отношении к архитектурной цельности города. Но одно неоспоримо: тучерезы, высотки, небоскребы не только сами устремляются к небесам, но и двигают все выше нашу экономику, инвестиционную привлекательность, имидж города, ну, и… русскую инженерную школу. За это мы, инженеры, их все-таки любим.

  • Спасибо что дочитал до конца. Надеюсь тебе понравилось. Не забудь про лайк и удачи всем ПООООКА!!!!