Найти в Дзене
Strunki.ru

Как менялись гитарные колки с развитием гитаростроения?

Оглавление

Гитарные колки – это не то, о чем мы, гитаристы, обычно много думаем. Мы можем задумываться, нужны ли нам локовые колки или нет, но на этом обычно все и заканчивается. Однако эволюция гитарных колков на самом деле весьма примечательна и отражает эволюцию самой гитары – начав в виде довольно топорных и простых конструкций, они в конечном итоге стали гораздо более сложными и тщательно продуманными элементами гитарной фурнитуры.

В этой статье мы рассмотрим историю гитарных колков и те их типы, которые можно найти сегодня на гитарном рынке.

Фрикционные колки

Или колки для классической гитары (на планках).

До 1800-х годов на гитарах обычно устанавливались колки, известные как фрикционные. Это самый базовый тип механики, конструкция которого проста, но эффективна. Фрикционные колки состоят из вала с отверстием, который вставляется в голову грифа гитары. Затем струна пропускается через отверстие в верхней части, и колки закручиваются до тех пор, пока струна не будет настроена. Поскольку колки имеют коническую форму и создают трение, они надежно держатся в гитаре и удерживают струны в необходимом натяжении.

Представленные на изображении выше колки – фрикционные. Несмотря на простоту конструкции и использования, струны желательно натягивать определённым образом. Так, например, гитаристы и мастера рекомендуют либо завязывать узлы на штоке и после натягивать струну, либо прижимать струну нахлёстом, либо комбинировать оба варианта.

Такие колки были широко распространены и использовались на большинстве инструментов до 1800-х годов. Редукторные колки еще не были изобретены, а фрикционные колки могли быть полностью изготовлены гитарным мастером (лютье) без использования чего-либо, кроме дерева. Хотя большая часть гитарного мира отошла от фрикционных колков, они по-прежнему распространены на большом количестве классических инструментов.

Хотя фрикционные колки служили своей цели в качестве фурнитуры для настройки гитары и отличались достаточной надежностью, однако распространение червячных передач позволило совершить небольшую революцию в гитарном мире и отказаться от фрикционных механизмов.

Червячные (редукторные/зубчатые) колки

Самым важным изобретением, когда речь заходит о механизмах настройки, скорее всего, является червячная передача. Ранние зубчатые колки очень похожи на те, которые используются и сегодня, хотя и менее сложны в конструкции. Данные колки используют шестеренку для каждого колка, чтобы вращать их и удерживать на месте.

-2

Данные колки были более надежными и стабильными, чем фрикционные колки, поэтому неудивительно, что они быстро стали «золотым стандартом».

Тем не менее, ранние версии зубчатых колков выглядят несколько иначе, чем те, которые можно увидеть на большинстве современных гитар. Вместо современных колков в стиле Gibson или Fender на этих гитарах обычно использовалась конструкция головы грифа с щелями (Slotted Headstock), которая до сих пор встречается на многих классических гитарах. В противовес щелевой конструкции головы грифа выступала закрытая конструкция (Closed Headstock).

-3

Щелевая конструкция грифа была невероятно популярна 19-20 веке. Функционал у данных типов голов грифа практически одинаковый. Однако существует мнение, что щелевая конструкция оказывает более сильное влияние на натяжении струн, что благоприятно сказывается на звучании, но при этом сокращает срок службы струн.

Колки в стиле Vintage и Modern

Может показаться странным объединять в одну категорию винтажные и современные колки, но на деле их конструкции не сильно различаются между собой. По мере того, как зубчатые колки становились все более популярными наряду с щелевой конструкцией головы грифа, люди начали придумывать другие способы их установки на гитары – прежде всего, без прорезей в накладке. Такие компании, как Martin, начали устанавливать зубчатые колки в накладку на грифе в современном стиле, и это быстро стало стандартом для гитар.

Функционально эти колки такие же, как и колки с прорезью: колки крепятся к шестеренкам, струна проходит через отверстие в колках, а шестеренки удерживают струну в необходимом натяжении. Единственное реальное отличие заключается в том, что они устанавливаются вертикально через шесть отверстий в накладке, а не горизонтально через прорезь в накладке.

Так в чем же разница между винтажным и современным стилем? Как и ожидалось, винтажные машинки немного более примитивны. До окончания Второй мировой войны почти все колки были с открытой задней частью, то есть шестеренки в задней части была открытой. Когда война закончилась, а материалы и производственные возможности стали более доступными, колки с закрытой задней частью стали более популярными. Тем не менее, существуют винтажные колки как с закрытой, так и с открытой задней частью.

Что еще более важно, винтажные колки (закрытые или открытые) обычно имеют меньшее передаточное число, чем современные колки. Проще говоря, передаточное число – это то, сколько раз нужно повернуть колок, чтобы получить один полный оборот зубчатого колеса. У современных колков передаточное число гораздо выше, чем у старинных, что позволяет более точно контролировать настройку.

-4

Локовые колки

Следующим большим изобретением в мире колков стали локовые колки. Скорее всего, вы уже слышали о таких колках и, возможно, когда-то пользовались ими. Локовые колки были изобретены компанией Sperzel в 1983 году, и они позволяли добиться еще большей стабильности настройки, чем Modern-модели.

Локовые колки выглядят почти так же, как и Modern, и функционируют почти так же. Однако существенное различие заключается в том, что локовые колки оснащены штоком, который поднимается изнутри колка, позволяя зажимать и фиксировать струну непосредственно в самом отверстии, в которое вставляется струна.

Существуют локовые колки, которые самостоятельно зажимают струну (Auto-locking), так и колки, в конструкции которых предусмотрена ручка на задней части колка.

Локовые колки решают давнюю проблему, когда струны выходят из строя из-за соскальзывания витков на колке. Эти колки обеспечивают непревзойденную стабильность настройки, поэтому они стали так популярны.

Что дальше?

Несмотря на то, что локовые колки, кажется, решили все проблемы с настройкой гитары, они не являются последней инновацией в мире гитарных колков. Есть два изобретения, которые, несмотря на то, что не получили широкого распространения, могут намекнуть на то, какое будущее ждет гитарную индустрию.

Компания Gibson представила роботизированную систему самонастройки, которая автоматически настраивает гитару за вас. Вы можете задать желаемую настройку, и система тут же самостоятельно настроит всю гитару. Хотя запуск системы Gibson был не совсем удачным, она все же представляет собой интересную технологию, которая может дать нам возможность заглянуть в будущее, где наши гитары будут настраиваться самостоятельно.

Еще одно интересное изобретение – бридж Evertune. Хотя Evertune – это бридж, а не колковая механика, он все же оказал заметное влияние на то, как работает настройка гитары. Evertune использует сложный механизм, основанный на пружинах, чтобы постоянно создавать необходимо натяжение струн. Как только гитара настроена так, как вы хотите, она будет оставаться в тональности до тех пор, пока вам не понадобится сменить струны. Evertune оказался более успешным, чем роботизированные колки от Gibson, но все еще не получил широкого распространения. Тем не менее, это еще один интересный взгляд на будущее настройки гитар.

Заключение

Как и сами гитары, колки прошли путь от простых и примитивных конструкций до невероятно сложных элементов конструкции. Любая модернизация колков, ровно как и другой любой части гитары, открывает перед гитаристами новые горизонты для творчества и развития гитарного мышления.