Chimaira это американская метал группа основанная в 1998 году в Кливленде, штат Охио. Говоря в более широком смысле, их стилистика однозначно выпадает на такое понятие как new wave of american heavy metal, но вот сказать точнее – уже не столь однозначный вопрос и нередко бывает темой для споров. Формально, я бы сказал, что это в первую очередь металкор. Но. Chimaira появились в то же время когда в Америке начиналась новая волна металкора, 'мелодичного' металкора нулевых в частности, и музыка данной группы очевидно не особо вписывается под стандарты всяких там Killswitch Engage, Bullet For My Valentine, 36 Crazyfists и т.д. Это нередко используется для аргумента мол посмотрите насколько они непохожи, значит это вовсе не металкор, а грув метал. Но. Вообще-то этот аргумент работает и в обратную сторону: как по мне, то если уж говорить о таких именитых грув метал проектах как Pantera, Sepultura и Soulfly, то Chimaira на них похожи в ещё меньшей степени. В особо редких случаях можно заметить попытку приписать музыку данного коллектива к трэшу или какому нибудь там 'нео-трэшу' или 'пост-трэшу', но теперь оно вроде бы уже сошло на нет и таким крайне редко кто страдает. Наверное наиболее правильным будет тогда сказать, что Chimaira занимают нишу где-то между классическим для нулевых металкором и грув металом, тем самым на выходе получается как бы более угрюмый и сердитый металкор нулевых. В прочем, как будто одного этого было мало – в свои ранние годы они так вообще были скорее ню-метал группой, чем металкором или грувом. Что же до название группы, то, как не трудно догадаться, оно позаимствовано у монстра Химера из древнегреческой мифологии.
Можно так же отметить, что Chimaira не были единственными американцами той эпохи кто вот так вот застрял в некой жанровой неопределённости: к Lamb Of God и DevilDriver оно тоже применимо, в плюс минус примерно том же контексте. Я бы даже сказал, что эти 3 коллектива можно было бы считать своего рода отдельной, самостоятельной школой американского металкора нулевых, находящихся в тени от основного явления 'стереотипного' металкора. И, исключительно субъективно, Chimaira были единственными в этой тройке кто был действительно интересен.
На моей памяти так же было время когда Химера продвигалась со стороны Slipknot: они выступали на разогреве у слипов, а в одном музыкальном журнале помню видел как кто-то из состава слипов пытался защитить Химеру от критики и дал понять, что среди состава Slipknot Химера в целом считается достаточно хорошей и перспективной группой.
Состав Химеры менялся далеко не раз, однако, вне всяких сомнений, Химера это в первую очередь фронтмен Mark Hunter, чей крайне ядовитый и озлобленный скриминг является наиболее узнаваемой фишкой группы. Можно так же отметить, что гитарист Rob Arnold присутствовал на практически всех релизах группы. В изначальный состав так же вошли: барабанщик Jason Genaro, басист Andrew Ermlick и второй гитарист Jason Hager. Однако, не успели они записать свой первый релиз как состав уже посыпался: на замену пришли ударник Andols Herrick и басист Rob Lesniak.
This Present Darkness (EP) (2000)
Этот мини-альбом немного отличается за счет грязновато шероховатого звука, а так же отдалённой навеянностью Korn, чего не было ни на одном из дальнейших релизов Химеры, это наиболее их ню-метальный релиз. В оригинальном издании было 5 треков (плюс 2 скрытых, из-за того что это запись с оригинальным басистом), переиздание 2004 года расширила треклист до 9 треков (включая 2 ранее скрытые). Слушать этот миник или нет во многом зависит от того какого вы мнения о дебютнике – если нравится и хочется ещё, то определённо да, ведь потом ню-метала уже не будет. Если же нюшка это не для вас, то возможно тогда можно и пропустить. А так, релиз был воспринят положительно на уровне местного андерграунда, привлёк к группе внимание лейбла и имел весьма неплохой уровень продаж в будущие годы. А на обложке – тогдашний ударник, кстати.
Pass Out Of Existence (2001)
Химера попала на один из самых мажорных лейблов в истории метал музыки – Roadrunner Records. Состав вновь обновился: Jim LaMarca стал новым басистом, а Chris Spicuzza взял на себя роль клавишника/сэмплера и бэк-вокалиста. На мой взгляд, Pass Out Of Existence это самый экстремальный альбом в ню-метале и лучший альбом группы. Во многом оно так вышло наверное потому, что пока многие протаскивали элементы пост-гранджа и альтернативного рока, тем самым облегчая музыку, Химера пошла в противоположную сторону, основательно так обвесив свою нюшку грув металом и тогда ещё новым металкором. В итоге, на выходе получился конкретный зверь, прям как та самая химера. И хотя музыка Химеры играется на более низких скоростях и в целом менее динамичная, я бы сказал что в плане общей тяжеловесности они тут переплюнули даже Slipknot, не говоря уже о других ню-метал коллективах. Во многом дебютный альбом это прям типичная Химера, но всё же с некоторыми непривычными для них элементами в качестве бонуса – большое количество электронных сэмплов, а так же периодическое проскальзывание более шепчущего и/или речитативного вокала. Естественно, для кого это выделяет альбом в лучшую сторону, а для кого-то – наоборот. В прочем, Pass Out Of Existence это не совсем то за что группа получила популярность. И кстати: женский вокал в конце последнего трека Jade это на самом деле тоже вокал Марка, просто пропущенный через компьютер. А в записи трека Rizzo принял участие гитарист из Deftones. Кто знаком с предыдущим мини-альбомом могут обратить внимание, что здесь присутствуют перезаписанные версии треков Painting The White To Grey и Sphere. Успех альбома позволил выступать вместе с такими коллективами как Hatebreed, God Forbid и даже Slayer.
Impossibility Of Reason (2003)
Состав Chimaira вновь немного поменялся: Jason Hager оставил роль второго гитариста, позиция перешла Matt DeVries. Выход этого альбома ознаменовал единственную существенную смену стилистики в карьере Химеры: весь ню-метал и электроника остались навсегда позади (даже странно, что они не уволили клавишника), теперь это строго агрессивное месиво из металкора и грув метала. Этот альбом – единственное где моё мнение на счет музыки Химеры явно пойдёт вразрез с общепринятым: среди фанатов Impossibility Of Reason крайне популярен, но мне почему-то он никогда не нравился, за исключением бонусного трека Army Of Me (песня для саундтрека весьма неплохого фильма "Фредди против Джейсона" (2003), кстати). Однако, альбом востребован, это факт. Chimaira вновь выступают с многими знаменитостями, включая In Flames, Soilwork, Ill Niño и некоторые другие, приняли участие на фестивале Ozzfest 2003, а позже – отправляются в тур вместе с Fear Factory и Slipknot.
Chimaira (2005)
Когда группы вдруг решают назвать свой следующий альбом именем самих себя это обычно плохой знак, но в данном случае оно не оправдалось и Chimaira оказался одной из наиболее востребованных пластинок. А ещё, это единственный альбом с Kevin Talley за ударной установкой. Трудно не отметить, что это наиболее мрачная и болезненная вещь в дискографии Химеры. На счет пары песен имеются интересные детали. Закрывающая тема Lazarus посвящена знакомому вокалиста который неожиданно для всех совершил самоуб*йство, без каких либо на то видимых для остальных причин и объяснений. В свою очередь, открывающая песня Nothing Remains по совпадению была сочинена в день когда застрелили гитариста из Pantera (но напрямую никак с этим не связана). Кстати, я в те годы слышал Nothing Remains и тогда решил, что это какой-то мелодэт... Сейчас немного забавно вспоминать что музыку Химеры можно перепутать с мелодэтом, но Nothing Remains (ниже - клип на укороченную версию) действительно немного не вписывается в общую стилистику альбома и что-то мелодэтовое в ней определённо имеется. Для меня это был первый услышанный альбом Химеры и, в целом, я бы сказал, что это хорошее место для начала ознакомления с группой. Помимо записи третьего полноформата, часть участников группы так же засветились в проекте Roadrunner United. Можно ещё отметить, что в том же году состоялся концерт "Короли Кливленда" хедлайнерами которого были Chimaira и Mushroomhead.
Resurrection (2007)
Возращение барабанщика Andols Herrick. Однако, что более важно: у Химеры закончился контракт с Roadrunner Records и они его решили не продлевать. Внутри США их стали представлять Ferret Records, а в остальных странах мира – Nuclear Blast. А так, что-то поменялось, но в целом Chimaira остались верными сами себе и выпустили вполне типичный для себя материал, достаточно хорошего качества. Бонус треки тоже хорошие, не стоит их игнорировать. Ну и не знаю имеется ли какая либо связь между обложкой и фильмом Дэвида Кроненберга "Муха" (1986), но подобную ассоциацию определённо вызывает.
The Infection (2009)
Хотя The Infection ничем стилистически не отличается от предыдущих трёх пластинок, по какой-то причине он стал первым альбомом вызвавший заметное разделение мнений. В прочем, это не помешало успеху альбома, да и строго на мой вкус: если говорить о переслушивании альбомами целиком, то мне однозначно больше нравится возвращаться к The Infection чем к двум предшествующим релизам. Здесь материал более ровный, в положительном смысле: нет "американских горок" в плане ощутимого перепада уровня годности композиций, практически всё на достаточно хорошем уровне и, как следствие – ощущается более целостно. Наверное можно сказать, что The Infection звучит более сдержано чем предыдущие альбомы, но опять таки, в данном случае я считаю, что это только пошло на пользу.
The Age Of Hell (2011)
А вот тут уже действительно начались проблемы. Для начала, конкретно так посыпался состав: остались только Mark Hunter да Rob Arnold (которому прошлось на себя взять все струнные инструменты). Партии ударных записал сессионный музыкант Ben Schigel, он же продюсер этого и следующего альбомов. В чем всегда было одно из главных достоинств Chimaira? В том, что они стояли в стороне от тогдашней мелодик металкор сцены... только вот на The Age Of Hell они как раз таки мало чем от неё отличаются, музло стало намного менее индивидуальное и куда больше "как у всех". Конечно, найдутся те кому такая смена понравится, но вряд ли таких сильно много среди старых фанатов. Вскоре после выхода альбома Химера обзавелась новым полноценным составом: второй гитарист Emil Werstler, басист Jeremy Creamer, ударник Austin D'Amond и клавишник Sean Zatorsky (безгранично более интересный в роли фронтмена Sinsaenum, к слову).
The Age Of Remix Hell (EP) (2011)
Специально для тех кому The Age Of Hell показался недостаточно плохим, мини-альбом ремиксов на добивание. Однозначно не рекомендую, но хотя бы радует, что это был бесплатный online релиз.
Crown Of Phantoms (2013)
Единственный альбом без Rob Arnold, его место занял гитарист Matt Szlachta. Музыка отдалилась от звучания предшественника, но это совсем не помогло, скорее даже ровно наоборот – группа окончательно погрязла в дженерик металкор болоте и альбом вроде бы как получил преимущественно негативные отзывы. Можно предположить, что это была попытка вернуться к мрачному звучанию одноимённого группе альбома, но в процессе что-то пошло сильно не так. Быть может тут не обошлось без негативного влияния ухода главного гитариста, а быть может группа банально изжила себя. В конце концов, сколько можно успешно играть достаточно монотонную, экстремальную музыку?
Более чем закономерно, на этом история группы заканчивается и в 2014 Chimaira прекращает своё существование. В 2017 году Химера совсем ненадолго возвращается, ради одного единственного концерта. Второй подобный реюньон концерт должен был состояться в 2020-ом, но этого не произошло, по всем хорошо известным причинам. В конце 2022 группа вновь собирается вместе, чтобы отыграть два выступления в 2023 году. В 2019 году у Марка был диагностирован рак щитовидной железы, но вроде бы как всё обошлось и лечение помогло.