Найти в Дзене
AMMIAC. МЕДИА

Больше, чем просто паранойя: психология сторонников теории заговора

Некоторые люди склонны верить в теории заговора из-за сочетания личностных черт и мотивов, включая сильную зависимость от интуиции, чувство антагонизма и превосходства по отношению к другим, а также воспринимаемые ими угрозы в окружающей среде. Автора исследования Шона Боус, опубликованного в журнале "Psychological Bulletin", выяснила, что движет сторонниками теории заговора. "Такие теоретики, чаще всего, простодушные, психически нездоровые люди", - сказала Боус. "Многие обращаются к теориям заговора, чтобы удовлетворить лишенные мотивации потребности и придать смысл дистрессу и ухудшению состояния".

По словам Боус, предыдущие работы связанные со сторонниками теории заговора, в основном рассматривали отдельно личность и мотивацию. Тогда как цель ее работы - изучить эти факторы в совокупности, чтобы прийти к единому объяснению того, почему люди верят в теории заговора. Для этого она совместно с коллегами проанализировали данные более 158 000 человек. Ученые сосредоточились на измерениях мотивов участников и личностных качествах, связанных с конспирологическим мышлением.

Исследователи обнаружили, что в целом людей побуждает верить в теории заговора потребность понимать и чувствовать себя в безопасности в своем окружении, а также потребность чувствовать, что общество, к которому они себя причисляют, превосходит другие. Несмотря на то, что многие теории заговора, как кажется, обеспечивают ясность или предполагаемую тайную правду о запутанных событиях, потребность в завершении или чувство контроля не были самыми сильными мотивами для поддержки таких теорий.

Вместо этого исследователи обнаружили доказательства того, что люди с большей вероятностью поверят в конкретные теории заговора, когда они будут мотивированы социальными отношениями. Например, участники, воспринимавшие социальные угрозы, с большей вероятностью верили в теории заговора, основанные на событиях, такие как теория о том, что правительство США спланировало террористические атаки 11 сентября, а не в абстрактную теорию о том, что в целом правительства планируют причинить вред своим гражданам, чтобы сохранить власть. "Такие результаты в значительной степени соответствуют разработанной схеме, согласно которой мотивы социальной идентичности могут вызывать тягу к содержанию теории заговора, в то время как люди, движимые желанием почувствовать себя уникальными, с большей вероятностью поверят в общие теории заговора о том, как устроен мир", - сказала Боус.

Исследователи также обнаружили, что люди с определенными чертами характера, такими как чувство антагонизма по отношению к другим и высокий уровень паранойи, более склонны верить в теории заговора. Те, кто твердо верил в теории заговора, также были более склонны к неуверенности в себе, паранойе, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, подозрительности, замкнутости, манипулятивности, эгоцентризму и эксцентричности. Такие черты личности как экстраверсия, покладистость, открытость, добросовестность и невротизм имели гораздо более слабую связь с конспирологическим мышлением, хотя, по мнению исследователей, это не означает, что эти черты личности не имеют отношения к склонности верить в теории заговора.