В рамках визита президента Колумбии Густаво Петро в Берлин, ему были переданы две деревянные «Маски Солнца» коренных народов Колумбии. Эти маски имеют огромное историческое значение и датируются серединой XV века. Решение об их возвращении было принято после продолжительных переговоров между музеями Германии и Колумбии, а также после официального запроса, который колумбийские представители подали в прошлом году.
Конрад Теодор Пройс, который был помощником директора, а затем и куратором Этнологического музея в Берлине, являлся далеко не последним человеком в мире изучения этнографии и археологии. В 1915 году он совершил исследовательское путешествие в Колумбию, где он приобрёл более 700 различных предметов, среди которых оказались были маски. Пройс, будучи великим коллекционером и археологом, по своей природе был склонен к поиску и изучению уникальных предметов, но даже он не располагал всей необходимой информацией об их уникальности на момент приобретения. Эти маски имеют глубокую и интересную историю (уходящую корнями к XV веку), которая и по сей день привлекает внимание экспертов и исследователей. Однако согласно правилам племени, являясь важными атрибутами религиозных культов, они не подлежат продаже, не говоря уже о вывозе за пределы страны.
«Эти маски не просто уникальный предмет древности; у них есть душа. С ними мы проводим церемонии и обряды для воссоединения с духом Солнца, воды, гор и других сущностей природы»,- заявил Аррегос Кончакала Залабата, представитель племени Коги, одному британскому изданию.
Сейчас, спустя десятилетия, Этнологический музей в Берлине обладает коллекцией, представляющей огромное историческое и культурное значение. Маски, приобретенные Пройсом, стали ценным исследовательским материалом для современных ученых. Они помогают лучше понять народы Колумбии, их обычаи, верования и образ жизни.
Но стоит упомянуть, что в контексте меняющихся взглядов на культурное наследие, проблема хищения и незаконного экспорта ценных артефактов стоит особенно остро. Такие ситуации, как приобретение Пройсом масок в 1915 году без необходимых документов или разрешений, поднимают много вопросов о допустимости и этике присвоения предметов искусства и археологических артефактов. Тем не менее, именно благодаря данным маскам и их истории мы можем продолжать изучение и сохранение культурного наследия народов Колумбии и других стран.
Однако стоит отметить, что в 1940-х и 1950-х годах контейнер с масками неоднократно обрабатывался дезинфицирующим средством, которое ныне запрещено использовать в Европейском союзе. Это средство могло спровоцировать затруднение дыхания и обладало потенциально канцерогенным действием.
Президент Фонда прусского культурного наследия, Герман Парцингер, сообщил, что маски были «детоксифицированы» и с ними можно работать без использования перчаток или иных СИЗ, хотя есть некоторые сомнения по поводу использования масок по прямому назначению.
Читайте по теме на сайте журнала:
Произведения Роберта Фалька из коллекции Русского музея отправились на Платоновский фестиваль Жизнь и чудо: Иконы XIV — XIX веков из частного собрания на выставке в Третьяковской галерее Редкие экспонаты из коллекции Царского Села отправились в путешествие по городам России Музейный обмен: новые назначения в ГМИИ им. А.С. Пушкина и МУАР им. А.В. Щусева Абсолютный Вермеер в Амстердаме