Герой нашего сегодняшнего рассказа – Аркадий Петрович Голиков, известный нам как Аркадий Гайдар. Мы знаем его произведения – «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Бумбараш», «Военная тайна», «Честное слово». Но кто и что стоит за этими произведениями, что это за фигура такая? Прожившая жизнь так скоротечно, во многом трагично, но с такими романтическими детскими идеями, как будто взрослый отказывается видеть страшную реальность, как будто он просто все еще играет в войну? Кто такой был этот Аркадий Гайдар, у которого и имя-то – завиральное, как мальчишечьи истории из хулиганского детства? Да знал ли он это сам?..
Русский советский детский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Как и абсолютное большинство его сверстников – участник не одной войны - в его случае, Гражданской, затем Великой Отечественной. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе. Прославленный, но и гонимый советский писатель.
С одной стороны дело его жизни - детская литература, поиск и нахождение смыслов для детей, очень чистая и благородная задача. С другой - много, вполне соответствующих страшным годам нашей истории, темных пятен, болезненного для тела и души, опыта. Не мог такой диссонанс не сказаться не только на образе писателя, но и на его состоянии и судьбе. Зависимости, то, что мы сегодня назвали бы посттравматическим расстройством, нервные срывы. Все это вместе, конечно, сообщает нам образ очень неоднозначной личности. Но мы не суд, не желтые СМИ, перетрясать белье не станем. Займемся тем, что вспомним ключевые вехи его жизни, его идеи, наследие.
Аркадий, тогда еще Голиков, родился в 1904 году в Курской губернии в семье преподавателя начального народного училища, внука крепостного, Петра Исидоровича Голикова (1879—1927гг.). Мама, Наталья Аркадьевна, носившая до замужества фамилию Салькова, состояла в родстве с Лермонтовым и происходила из обедневших дворян, вела хозяйство, помогала мужу в изучении французского языка. Когда тот отправлялся в окрестные деревни, сама заменяла его в классах. У Аркадия было три младших сестренки - Наталья (1905г), Ольга (1908г) и Екатерина (1910г). Девочки родились в Арзамасе, куда семья переехала после рождения первенца.
Уже в детские годы у мальчика проявился писательский талант. Он научился говорить рифмами и стал сочинять стишки еще до того, как освоил письмо и счет. В 10 лет Аркадий начал учиться в местном реальном училище. Во время обучения Аркадий поражал учителей удивительной памятью – он заучивал на память целые учебники.
Как мы понимаем, это был 1914 год - началась Первая мировая война и отец Голикова отправился на фронт. Наш юный гимназист разумеется, попытался сбежать из дома и присоединиться к отцу. Мы можем вспомнить других ровесников или сверстников века – Гайто Газданова, 1903 года рождения, Всеволода Вишневского, родившегося в тысяча девятисотом – все эти юные горячие романтики рвались на фронт всеми правдами и – что чаще – неправдами. Время было такое – еще чувствовалось эхо рубежа веков, предчувствие катастроф, в условиях невероятного технологического скачка, масштабного и глобального, как никогда. Мир, благодаря транспортному сообщению и коммуникациям – это время поездов, телефонов, телеграфа – словно сжимался, как и время, которое ускорялось. Потому и война-то впервые стала Мировой – она обрела масштаб планетарный из-за этого всеохватного прорыва. Каждый чувствовал эту пульсацию, то, что мир меняется весь и прямо сейчас. Ну а молодая кровь, максимализм, категоричность юношеские, не оставляли шансов на то, чтобы пережидать в стороне. Это и нельзя было переждать, в этом можно было только участвовать.
Вот и Аркадий бросился вслед за отцом, но совсем уж маленького десятилетку, конечно, поймали, и ему пришлось вернуться назад.
После свержения с престола царской семьи в Арзамасе стали возникать политические партии и комитеты учеников. Летом 1917 года подросток Аркадий Голиков был всего лишь рассыльным, но уже в 1918 году парень вошел в состав большевистской дружины. Юноша увлекся большевистскими идеями, поэтому решил присоединиться к РКП (б). Сначала Голиков был лишь кандидатом, но в декабре 1918 года стал полноправным членом партии. Аркадий служил некоторое время адъютантом, но потом его назначили главой охраны железной дороги. На 15-м году жизни!
Слишком рьяному парню было тесно дома, поэтому он настойчиво просил отправить его на фронт. Командир решил, что, хоть и откровенно способный не по годам, но в соответствующих делах не компетентный юноша, сначала должен получить релевантное образование. И вскоре Голиков отправился в Москву на командные курсы. Позднее учебное заведение переместилось на территорию Украины, и уже в Киеве Аркадий успел в составе роты курсантов принять участие в подавлении восстаний местного населения.
1922 год сыграл особую роль в жизни и военной биографии Голикова. Ему 18. Он командир и даже уже с опытом. Горячая кровь, буйный нрав, власть, обычно достойная все-таки куда более зрелого во всех смыслах, человека. И именно тогда молодой командир был отправлен в Хакасию для подавления антисоветского восстания. В ходе выполнения этого задания проявилась вся неоднозначность вообще всего – и его неспокойной личности, и бурных тех дней, и общего внутреннего противостояния внутри огромного государства. Очень многие считают, что тогда показали себя самые страшные черты Голикова. Что он вел себя как кровожадный тиран, массово расстреливающий мирное население по малейшему подозрению в антисоветской деятельности. Что он сталкивал детей и женщин с обрыва, собственноручно расстреливал любого внушавшего подозрение. Даже в те суровые времена жестокость молодого командира казалась перебором. Слухи о бесчинствах и превышении полномочий в том же 1922 году достигли руководства и Голикова исключили из партии, лишили должности и направили в психиатрическую лечебницу на осмотр. Психиатры заключили, что Аркадий страдал травматическим неврозом, развившемся вследствие долгой службы, ранений и падения с лошади.
Но это лишь слухи и одна из точек зрения, в зависимости от веяний, дораставшая до якобы фактов. Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее верят. Как говорится, чтобы тебе поверили, ложь должна быть чудовищной. Единственное, что объединяло все эти слухи — отсутствие ссылок на источники, указание дат, фамилий и мест. Либо наличие ложных данных, специально вводящих в заблуждение. Голиков-Гайдар представал в виде кровожадного тирана, маньяка-психопата, учинявшего убийства и резню везде, где бы он ни находился.
Конечно, в самом ужасающем свете люди описывали «геноцид в Хакасии». Далеко, в отсутствии нормальной связи, в разгар противостояния со стороны местного населения и насаждавшейся советской власти. Понятная нам сегодня "информационная война" уже тогда вовсю применялась, помимо открытого противостояния враждующих сил.
Итак, по фактам, в Хакасии Голиков был командир батальона в 124 человека. Задача стояла одна — найти и обезвредить бандита Ивана Соловьева — белого «горного партизана», борющегося за местных хакасов, противостоявших новой власти. Голикову пришлось контролировать территорию в 10 000 кв.км. Батальон разделить на мелкие отряды, разослать по селам. В итоге, с ним самим остался всего 41 человек. Одного из них, молодого парня, заснувшего на посту, закололи «соловьевцы», после чего каждую ночь Гайдар несколько раз проверял своих часовых. Что вообще можно сделать с таким количеством бойцов? Однако удавалось возить продовольствие работникам рудника, ограбленным соловьевской бандой, отбивать атаки. И это за неполных 3 месяца службы.
Но кто может стерпеть, что Москва на подмогу прислала какого-то 18-летнего сопляка? Начались доносы: как и от непосредственного начальства, так и от местных. И так на свет «родилось» знаменитое «дело о злоупотреблении служебным положением (№274). После которого Аркадия Петровича и отправили в психиатрическую лечебницу, лишив должности, звания и так далее. Но давайте вместе вспомним приписываемые Гайдару беззакония и то, что известно по фактам.
Согласно уверениям местных, брал у населения баранов для прокорма своего батальона. Действительно, брал. Заплатив мукой и ордерами на питание (которые не все пришли забрать).
То же и со средствами, выделяемыми секретным агентам - они не были растрачены, за ними просто не пришли. По факту они просто остались на складе.
Несколько раз он отпускал уже перевербованных членов банды Соловьева, чтобы это выглядело как побег и их бы не убили сразу. Конечно, это приписали Аркадию в качестве пособничества банде.
Самое страшное, что вменяли Голикову - самочинный расстрел. По факту же было следующее: пленные бандиты сбежали и были застрелены часовыми, как и двое лазутчиков из банды Соловьева. Пойманный член банды Сулеков пытался бежать, Гайдар выстрелил ему по ногам, чтобы не убивать, но лишить возможности побега. Сулеков нырнул в реку Июс, где и утонул.
Все эти факты были проверены и признаны верными. Но ни одно обвинение по доносам не было доказано. В ходе расследования было выяснено, что большинство приписываемых Голикову преступлений – дело рук других лиц или просто выдумки самих доносителей.
Продолжение в следующей части