Найти тему
Виктор Никитин

Free - Fire And Water

«Fire And Water» альбом группы Free 1970 года: больше, чем просто "все в порядке". Такой эпиграф, слегка каламбуристый, придумал к статье о моем самом любимом альбоме группы Free.

Когда в январе 1970 года британская блюз-роковая четверка Free отправилась в лондонскую Trident Studios для записи своего третьего альбома, им был нужен хит. Их первые два альбома Tons of Sobs и Free, оба были приняты в 1969 году как фавориты у критиков, но имели низкие продажи.

Обложка альбома 1970 года .
Обложка альбома 1970 года .

Глава лейбла Крис Блэквелл понял, что у него в руках своеобразный и зачастую упрямый квартет, как следует из их названия - явно качественный продукт, но также тот, кто изо всех сил пытался расширить свою привлекательность за пределы блюз-рокового культа. Несмотря на то, что группа дебютировала в Америке на разогреве у Blind Faith во время их тура 1969 года, Free так и не попала в ротацию в радиоэфир США.

Хотя, как и большинство других британских групп того времени, Free были одержимы чикагским блюзом и соул-композициями Motown, роком Atlantic и Stax Records, но они пошли другим, более рискованным музыкальным путем, чем большинство их современников. Вместо того, чтобы заполнить собой каждый закоулок модного хард-рокового шаблона, чтобы набрать силу, Free были относительно минималистичны в своих аранжировках, полагаясь на тонкое переплетение инструментальных партий и контроль по чередованию громкой и тихой динамики на альбомах. Создавая удивительно хорошо сбалансированный звук (несмотря на то, что характеры участников группы были слишком разными), Free были одной из немногих групп, которые могли согласиться с утверждением композитора XIX века Дебюсси о том, что «Музыка - это тишина между нотами » .

Вокалист Пол Роджерс объединил скрипучий фанк Джеймса Брауна, откровенно сексуальную чванливость Роберта Планта и разносторонность и щегольство Рода Стюарта. Его главный партнер по написанию песен Энди Фрейзер, классически обученный игре на фортепиано (что редкость для рок-группы), играл на басу так, как будто он был фактическим лидером группы, его сравнивают с Джоном Энтвистлом, Джоном Макви и Джеком Брюсом за его дотошный, очень синкопированный подход. Он играл профессионально с 15 лет, начав с выступления в Bluesbreakers Джона Мэйолла, и был обоснованно уверен в своих силах, иногда до высокомерия. Гитарная работа Пола Коссоффа представляла собой тщательно контролируемый поток тремоло, обратной связи и пронзительных тонов, в которых его любовь к Альберту, Фредди и Би Би Кингам сочеталась с авантюрным и драматичным подходом его друга и наставника Питера Грина.

Саймон Кирк, игравший на барабанах, был надежным хронометристом, который презирал традиции в игре рок-барабанщиков. Больше всего он старался не быть похожим по звуку на Ролллинг Стоунз, хотя с большим уважением относился к их барабанщику Чарли Уоттсу за его любовь к джазу.

Free: Paul Kossoff, Simon Kirke, Paul Rodgers, Andy Fraser
Free: Paul Kossoff, Simon Kirke, Paul Rodgers, Andy Fraser

Это маленькое вступление о том, кто входил в 1970 году в состав группы, довольно интересно. Из него понятно, почему группа сразу обратила на себя внимание. И было ясно, что в скором будущем ее заметят и поклонники и критики. Заметили, но группа быстро распалась.

Когда группа представила Island Records 7-трековый LP, который будет называться Fire and Water по заглавному треку, Крис Блэквелл, наконец, почувствовав запах хита и финансового успеха, настоял на том, чтобы заключительный трек «All Right Now» был отредактирован с 5:30, убрав куплет и большую часть его инструментального проигрыша. Free возненавидели эту идею, но Блэквелл победил их протесты, тем самым добившись огромного успеха, выпустив "сорокопятку", которая с годами заняла свое место рядом с «Satisfaction», «Whole Lotta Love», «Won't Get Fooled Again» и другими краеугольными камнями рока. Сингл вышел на 2 место в Британии и на 4 место в США. По оценке писателя Фила Сатклиффа, трек «до сих пор крутят по радио по всему миру каждые 45 секунд».

Первоначально Фрейзер и Роджерс сочинили «All Night Now», чтобы зрители могли весело подпевать во время их живых выступлений, тем самым они дополнили зажигательное исполнение песни «The Hunter», написанной Альбертом Кингом. Они начинали с воодушевляющего припева All Right Now и двинулись в обратном направлении. При написании текстов на музыку Фрейзера Роджерс говорит: «Я просто поставил себя на место обычного парня, болтающего со своей девушкой».

Эта реклама альбома появилась в номере журнала Record World от 25 июля 1970 г.
Эта реклама альбома появилась в номере журнала Record World от 25 июля 1970 г.

Затем Роджерс записал текст песни в стиле своих любимых американских соул-исполнителей (Рэя Чарльза, Уилсона Пикетта, Отиса Реддинга) с некоторым мужеством и интимностью, которая просто бросается в глаза слушателю (во многом благодаря продюсеру Джону Келли и инженеру Рою Томасу Бейкеру за четкий, открытый звук). Удивительный гитарный рифф Коссоффа приобретает драматичность благодаря своему старт-стоп-стилю, а также окружающей его тишине и медленной ритм-секции. Версия сингла ужасно напряжена, но LP альбом еще лучше демонстрирует, как Фрейзер захватывает пространство песни, и затем отказывается от ведущей роли своего баса, особенно во время средней инструментальной части, и позволяет Коссоффу создать эмоционально резкое, но минималистическое тремоло. И в конце концов, Кирк своими барабанами связывает все это воедино.

Ранняя альтернативная версия демонстрирует, что изначально они задумали «All Right Now» без расширенной инструментальной вставки, о чем они, вероятно, не сказали Блэквеллу во время их ссоры по поводу редактирования длинной версии с альбома.

Кирк говорит, что сама сессия записи была взрывной, так как обычно суровая в отношениях друг с другом группа позволила себе «порадоваться для разнообразия», во время записи стуча маракасами, бубнами и деревянными брусками, подпевая и включая спонтанные визги и крики восторга Роджерса. (И несмотря на то, что многие думали в то время, что Роджерс поет «Давайте переедем, пока они не подняли плату за парковку», а не «Давайте переедем, пока они не подняли гребаную арендную плату», что не имело к песне никакого отношения.)

Но альбом Fire and Water , выпущенный 26 июня 1970 года,- это гораздо больше, чем только «All Right Now». "Мистер. Big», написанный всеми четырьмя участниками, является еще более впечатляющей демонстрацией их жесткого, но контролируемого стиля.

Он начинается с вступления каждого инструмента отдельно перед тем, как Роджерс начинает петь, и достигает фанковости, которая, кажется, исходит из четырех направлений одновременно. Опять же, соло Коссоффа на грани умопомешательства, с его вибрато, перед великолепным басовым соло Фрейзера, которое строится на превосходном сопровождении Кирка и гитарных подголосков Коссоффа, подчеркнутом актуальными вокальными вывертами Роджерса.

Заглавный трек альбома может быть его лучшим, с потрясающим Коссоффом, полностью спущенным с поводка, и Роджерсом, подражающим своему кумиру Уилсону Пикетту (который сделал кавер на эту песню годом позже). «Remember» - это еще одна песня с альбома, ее два года спустя сделают «Faces» Рода Стюарта, а «Heavy Load», «Don’t Say You Love Me» и «Oh I Wept» продолжают серию самых меланхоличных баллад Free, с особенными и чувствительными текстами Роджерса.

Прослушав этот альбом еще раз, я пришел к выводу, что это просто сборник хитов группы. Почти все они входят в более поздние сборники Free. Это большая редкость. Вот почему и название у статьи такое - да, All Right Now безусловный хит группы, но рядом с ним можно поставить любую из песен альбома - и все они будут дополнять друг друга на самом высоком уровне.

============

К сожалению, сильное пристрастие Коссоффа к наркотикам начало серьезно мешать его положению в группе, так как он пропускал сессии и живые выступления. После того, как Highway последовал за Fire and Water , Free распались, ненадолго воссоединившись без него и Фрейзера. Кирк и Роджерс решили усилить звук Free с бывшим басистом King Crimson Бозом Барреллом и бывшим гитаристом Mott the Hoople Миком Ралфсом, основав очень успешную группу Bad Company в 1974 году. Коссофф возглавлял недолго просуществовавшую Back Street Crawler до своей смерти от связанных с наркотиками проблем с сердцем в 1976 году в возрасте 25 лет.

После Free Фрейзер играл с рядом групп и писал хиты для других исполнителей. У Фрейзера диагностировали ВИЧ и редкий рак, саркому Капоши. Фрейзер продолжал заниматься музыкой до своей смерти в 2015 году. Роджерс и Кирк по-прежнему активны, первый занимается сольными проектами и некотрое время являлся вокалистом Queen, а Кирк руководит новой версией Bad Company. Ни один из них не заканчивает концерт, не сыграв All Right Now.

Бонусное видео: посмотрите выступление «All Right Now» вживую на острове Уайт в 1970 году.

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.