Найти тему
RuBaltic.Ru

«Киберпартизаны» и другие пиар-проекты: как Запад пытается захватить власть в Беларуси

Помимо политических методов борьбы с Александром Лукашенко, Запад и его подопечные из числа белорусской оппозиции рассматривают и возможность силового сценария. Создан целый ряд структур, которые используют против Беларуси «неконвенциональные» методы борьбы — диверсии, кибератаки и тому подобное. Наконец, действуют формирования из боевиков, которые при определенных обстоятельствах также могут быть задействованы для вооруженного захвата власти.

Как и в случае с чисто политическим, эффективность всего этого «силового» блока остается достаточно низкой.

Одна из причин этого лежит в истории белорусской оппозиции, которая так и не смогла создать собственное боевое крыло.

Этим она отличается от своих «собратьев» с Украины, где военизированная составляющая всегда присутствовала в полной мере.

Украинский национализм имеет давнюю историю военной организации — петлюровцы, сичевые стрельцы, УПА (запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) и прочие формирования проявляли себя во время Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн.

После распада СССР эта «традиция» снова возродилась на Украине. Во многом тому способствовала общая слабость государства, которое не могло препятствовать или смотрело сквозь пальцы на банды фашиствующих молодчиков. Помимо организаций националистов типа УНА-УНСО или «Правого сектора» (запрещены в РФ — прим. RuBaltic.Ru), свой вклад в развитие парамилитарных формирований внесли и футбольные фанаты, которые в украинских условиях начали стремительно нацифицироваться.

В Беларуси в этом отношении ситуация принципиально иная.

Во-первых, белорусский национализм в принципе не смог породить полноценного военизированного крыла. Например, развитию вооруженных формирований украинских националистов в свое время поспособствовала Австро-Венгрия, которая в собственных интересах поддерживала их в подконтрольной Галиции.

У белорусских националистов своей Галиции не нашлось, поэтому и все парамилитарные и коллаборационистские организации времен Первой и Второй мировых войн в республике остались лишь бледной тенью украинских аналогов. Соответственно, не возникла боевая традиция, к которой можно было бы апеллировать в эпоху уже постсоветского «национального возрождения» и на ее основе создавать новые вооруженные формирования.

Попытки, однако, предпринимались.

Так, при Белорусском народном фронте было создано молодежное крыло «Малады фронт», которое, как предполагалось, должно было стать в том числе и боевым подразделением молодых белорусских националистов. Со временем «Малады фронт» стал самостоятельной организацией, но так и остался сугубо интеллигентским кружком.

Были и другие попытки. Самая известная из них — «Белый легион», закончившаяся громким уголовным делом.

Помимо общей слабости белорусского национализма, еще одной причиной его неспособности создавать парамилитарные формирования, подобные украинским, является политика официального Минска.

Власти жестко пресекали подобные поползновения в республике и таким образом попросту не давали сложиться военизированной уличной субкультуре.

В этом кроется одна из причин, почему белорусская оппозиция пыталась представить протесты 2020 года как исключительно мирные. Связано это не с какой-то особенной травоядностью и гуманизмом, а с тем, что выставить в качестве уличных бойцов было попросту некого.

Отсутствие ударного боевого крыла пытались компенсировать массовостью, а также координацией протестующих через социальные сети и экстремистские каналы типа «Нехты».

После того как «мирный протест» потерпел фиаско, а лидеры оппозиции были выдворены за рубеж, они и их западные кураторы стали все чаще задумываться о формировании вооруженных подразделений, которые можно будет использовать против белорусской власти.

«Киберпартизаны»

В 2021–2022 годах оппозиционные СМИ активно раскручивали так называемых «киберпартизан», а попросту хакеров, занимавшихся кибератаками на сайты государственных учреждений, а также объекты инфраструктуры. Учитывая активную вовлеченность в протесты белорусского IT-сектора, это неудивительно.

Особыми успехами, однако, эти «революционеры» так и не отметились.

Пару раз им удалось «положить» систему электронной продажи билетов «Белорусской железной дороги», а также взломать несколько официальных сайтов. В их деятельности было больше информационной шумихи и пиара, нежели реальной угрозы для государства.

«Рельсовая война»

Еще одной попыткой дестабилизации обстановки в Беларуси стали попытки устроить диверсии на железной дороге, особенно в первые недели СВО, когда крупная российская группировка действовала на севере Украины с территории республики.

Дело, однако, ограничилось поджогами нескольких распределительных шкафов.

Оперативная работа белорусских спецслужб и общая слабость организации быстро свели деятельность «рельсовых партизан» на нет.

BYPOL

BYPOL — организация, созданная бывшими белорусскими силовиками. Основными ее целями являются раскол силового аппарата республики и переманивание его сотрудников на сторону Светланы Тихановской и компании, а также устроение всевозможных диверсий и провокаций. В Беларуси признана террористической.

BYPOL взяла на себя ответственность за подрывы на Белорусской железной дороге, а также за атаку дрона на российский военный самолет на аэродроме в Мачулищах в феврале 2023 года.

Также организация объявила план «Перамога» («Победа»), направленный на создание «народного ополчения» и свержение действующей белорусской власти.

В целом, как и в случае с «киберпартизанами», BYPOL производит больше информационного шума, чем реальных угроз, хотя и недооценивать опасность подобных структур никак нельзя.

«Полк Калиновского»

«Полк Калиновского» — самая распиаренная парамилитарная структура белорусских националистов. Позиционируется как добровольческое формирование белорусских граждан, воюющих на стороне Украины против России.

При этом не скрывается, что основной его целью является свержение действующей власти в Беларуси.

Как и в случае с другими силовыми структурами белорусской оппозиции, в деятельности «добровольцев» больше информационной шумихи и пиара. Использование этого подразделения против республики в настоящее время также представляется маловероятным. Тем не менее «полк Калиновского» состоит из боевиков, получивших реальный боевой опыт, и в этом заключается его основная опасность для Беларуси.

Всеволод Шимов

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН