Идея ударной техники берет свою основу со времен, когда древние люди взяли в руки палки и научились ими бить. Рука, держащая палку, согнута в кулак. Однако, бить кулаком на манер палки неудобно и главное неэффективно.
Второй эволюционный шаг – это бросание камней в противника. Трудно сказать, что там и как было в древности по факту, но идея удара кулаком возникла из синтеза удара палкой и бросания камней. Собственно, удар кулаком как раз и похож на бросок камня с добавкой удара палкой, только тут вместо камня сам кулак.
В итоге возникла такая тема как кулачный бой. Это бой на кулаках, исключительно на кулаках. И тут надо понимать, что для военной подготовки такой бой был бессмыслен и даже вреден. Кулак всегда можно повредить о противника, и тогда рука не сможет держать оружие. При этом эффективного поражения противника от удара кулаком не добиться. Поэтому армия всегда больше тяготела к приемам борьбы. Брошенный на землю противник не мог оказать достойного сопротивления против удара ножом или мечом.
Однако в древней армейской среде были не редки некие армейские игры. Когда воины устраивали не смертельные турниры между собой, «кто сильнее». На таких турнирах демонстрировалась сила, выносливость, ловкость и бойцовский дух. Это был хороший способ старшим воинам показать молодым новобранцам свою силу, а новобранцы должны были проявить смелость и отвагу, показать свой бойцовский дух.
В таких турнирах на первом месте была, конечно, борьба, но запрета на ударную технику не было. Противника можно было победить любым способом. Вот из этой логики и появился греческий панкратион и прочие, аналогичные ему первые виды единоборств.
С течением времени из смешанных единоборств выделился кулачный бой. Это бой исключительно на кулаках, когда рука всегда сжата в кулак. Надо понимать, что кулачный бой был не везде и не у всех, но, тем не менее, он был. Причем это была именно развлекательная, потешная вещь, не смотря на его жесткость и травматизм. Кулачные бои стали уделом крестьян и феодалов, Феодалы организовывали такие побоища среди крестьян ради развлекухи. Да и сами крестьяне были совсем не против поразвлечься.
Как я уже говорил, кулачный бой не есть боевое искусство. Даже борьба с течением времени приобрела исключительно развлекательный характер. Французская борьба, в которой блистал наш Поддубный, проводилась в цирке, к примеру. Это была просто шоу-программа.
Надо понимать, почему так было. В эпоху рыцарей приемы рукопашного боя были очень примитивны, но они были. Главная задача была уронить противника на землю и добить оружием. Но и удары не воспрещались, как средство «размягчения» противника. По сути это была концепция джиу-джитсу.
Однако с появление шпаг и сабель, рукопашный бой остался разве что у разведчиков, как средство снятия часовых и охраны. И то это выполнялось с оружием. Хотя бы с ножом как минимум. Суть в том, что шпага и сабля слишком быстры и при этом очень опасны, чтобы пытаться против них использовать какие-либо приемы голыми руками и ногами. Поэтому эти виды оружия старательно убили все, что связано с приемами рукопашного боя.
В дальнейшем штыковые атаки продолжили эту «традицию». Просто потому, что штыковая атака подразумевала атаку шеренгой или чем-то на это похожим строем. А это уже принцип греческой фаланги, где тебя колют все подряд, кто может дотянуться. Тут уж не до приемов.
Так что в итоге кулачный бой и борьба перешли в область неких забав, типа поединков гладиаторов, но уже без кровавых смертей.
Итак, в сухом остатке из ударной техники у нас остался кулачный бой. На что он был похож? Так, сразу оговорюсь, что речь идет о европейском и российском направлении. Восточные (китайские) направления бокса я пока не рассматриваю, потому что там развитие шло по другим принципам.
Итак, европо-российский кулачный бой – что это? Прежде всего – это удары исключительно кулаками. И на этом все. И тут важный момент – сильные удары кулаком – это всегда удары снаружи-вовнутрь, то есть сбоку тела к центру. Не важно: чуть снизу-вверх или чуть сверху-вниз, или просто сбоку. Дугообразные и крючкообразные удары рулят, потому что они самые простые и легкие в исполнении и при этом самые сильные. Второй вид ударов прямой. Как я уже говорил – это, скорее всего, был просто таран. Но были еще и удары полшумпрямые. Когда кулак имитировал боковой крюк, но только по более прямой траектории, прямо в грудь противника или в его голову (что реже).
А вот теперь ввиду сложности ситуации я должен отметить, что, в отличие от Европы, в России появился другой вид кулачного боя. Он появился из-за такого явления как стенка на стенку. Но его мы рассмотрим отдельно.
Главной отличительной чертой кулачного боя было отсутствие тыльным ударом кулака (уракен), отсутствие ударом ребром ладони изнутри наружу (шуто), ну и т.п.
Прогрессивный скачок в кулачном бою – это конечно Англия. И главное в этом – тотализатор. Суть любого кулачного боя проста. Побеждает самый сильный, самый рослый, самый тяжелый, самый выносливый. Это очевидно. Но английский тотализатор очень грел идею разбогатеть на ровном месте. И потому разные соискатели начали думать головой. И первое, что бросилось во внимание – это удары в определенные области, которые имели потрясающий эффект. Как, например, удар по подбородку. Не очень сильный, но очень точный и резкий удар в подбородок мог повалить значительно боле сильного противника.
По началу тактика ловкости, скорости и точности давала очень хороший результат. Но через некоторое время, к нему все привыкли, и сила, рост и вес вернули себе утраченные позиции. Что делать?
Если противник изначально сильнее вас по ряд параметров, то по определению победа на его стороне. Есть ли варианты? Есть. И это оружие. Американская поговорка: «Авраам Линкольн сделал людей свободными, а полковник Кольт уравнял их шансы».
Но что делать, когда оружия в руках нет? Ответ прост – превратить руки в оружие, тело в оружие, тактику боя в оружие! Боксерские удары – это импульсные удары, которые аналогичны землетрясению. Сотрясение мозга или других органов организма ведет к нокдауну, а то и к нокауту.
Но если превратить руки в оружие? У оружия совсем другое воздействие. Оно рубит, режет, колет. Оно идет в глубину тканей человеческого тела и крушит их. Как этого добиться?
Оружие всегда твердое и жесткое, а ткани человеческого тела мягкие. Поэтому первый шаг – превратить руки в твердые и жесткие штыри. И метод тут прост – это набивка и закалка ударных поверхностей, при которых на руках и ногах возникают всякие костяные наросты, а нервна система либо отмирает, либо эвакуируется в другие, более спокойные места.
Второй момент – это бесконечная шлифовка ударов за счет их количества, которая должна привести к эффекту пробивания тела противника. Но при этом, поскольку у нас логика оружия, количество ударов ограничено, и они достаточно просты. Потому что оружие не любит сложности. Оно стремиться к одному смертельному удару с первого раза.
Ничего не напоминает? Да. Это очень похоже на каратэ. Так и есть. Но есть проблема. Первая проблема – это превратить свои руки и ноги в аналог оружия. Набивка, шлифовка, ката, кихон… Это годы тренировок. И вот что важно. Тренируем мы что? Даже мастеровитые каратисты вам на этот вопрос скорее всего не ответят, хотя ничего тут сложного нет.
Традиционные каратисты тренируют силу. Задача в результате тренировок стать стальным, каменным, дубовым. Таким должно быть все тело. И что самое главное – каменным надо становится именно в момент контакта с противником.
Сила, сила… Что же это такое? Вроде бы все просто. Но у силы есть четыре уровня, на что мало кто обращает внимание. Первый уровень – это масса. Что такое сильный человек в понимании большинства? Это Арнольд Шварцнеггер. Качок со здоровенными мышцами. Чем мышцы больше, чем накаченнее, тем сильнее человек. То есть силу создают за счет массы мышц. Это просто и конкретно, это всем понятно.
Но есть сила и другая. В 2012 году Лорен Корнаки зашла в гараж, и обнаружила отца, который лежал без сознания под машиной и был зажат корпусом авто. Девушка просто подняла машину руками и вытянула отца. Уже потом она рассказывала, что двухтонная машина показалась ей просто письменным столом. Некоторые ученые считают, что наш позвоночник в экстремальном состоянии может выдержать нагрузку в 10 тонн.
Мужчина ехал на авто, когда увидел, что сзади него загорелся внедорожник. Выскочив на помощь, он понял, что в водитель горящего авто не может выбраться. Тогда спаситель просто схватился за верхнюю часть рамы двери и согнул ее пополам. И таким образом спас потерпевшего. Потом спаситель сказал, что он так и не понял, как ему это удалось: «Если бы мне дали лом, я бы все равно не смог согнуть металл».
Таких примеров море. Различные бойцы могут доводить свои удары до 1-2 тонн. Но мне как-то давно попался материал, что каратист способен ударить с силой 25 тонн. Но для этого нужны определенные условия. Какие же это условия? Это тотальная мобилизация всех сил тела. Когда все мышцы, разум, психика и все, что есть, работают как одно целое без тени сомнения.
В итоге, что имеем? Сила, это не накачанные мышцы. Сила – это когда все клетки тела представляют из себя единый монолит. Сложно? Наверное, сложно. Но посмотрите на продвинутых бойцов Куикушинкая. Это молодые, крепко сбитые бычки. Бычки здесь в хорошем, положительном смысле, как символ силы и целеустремленности. Именно этим Куикушинкай и славен в своих результатах. Потому что его бойцы – это молодые, горячие бычки, это железные дворовосеки. Это очен серьезные противники, которых завалить совсем нетривиально обычными методами. Именно за это Киукушинкай и нравится своим адептам.
Теперь давайте посмотрим на Уэчи-рю, Годзю-рю. Особенно на Уэчи. Вот это стояние в стойке Санчин, когда тебя бьют и пытаются подбить – это не что иное как отработка монолитности. Именно этим опасно Окинава-тэ.
Но! Внешний путь окинавского каратэ, да и другого – это путь надежный, практичный, понятный, но по факту примитивный. А зачем нам годы мучений на тренировках? Если силу можно отрабатывать не путем долгого и нудного повторения ударов, стоек и ката, а путем отработки силы. Знаете, многие каратисты говорят, что, чем дольше изучаешь каратэ, тем меньше хочется в нем что-то менять. Это как раз об этом. О силе! Многие долго и упорно рассказывают о смысле и сути ката, которые открываются с годами. Это тоже то же самое. СИЛА! Вот корень каратэ. Сила, рожденная не массой мышц, а монолитностью тела!
Однако, одной монолитностью дело не ограничивается. Важен также фактор времени. Я уже говорил о том, что удержать монолитную силу длительное время задача практически не реальная. Потому что она связана с остановкой времени, а это та еще проблема. Поэтому монолит устанавливается на короткое мгновение, но это как раз должно быть мгновением контакта.
Поэтому второй параметр каратэ – это сила мгновения, сила всплеска, сила вспышки. А для этого уже нужна концентрация. Вот как раз с концентрацией у традиционного каратэ и проблемы. Слишком много людей не знаю, что это такое.
Я понимаю, что тема сложная и непривычная. Но мы вынуждены двигаться дальше. И в результате приходим к третьему уровню. Это уровень гидравлической мощности, давления и продавливания.
Монолитная сила имеет некую специфику. На ее формирование мобилизуется вся имеющаяся энергия, или та, которую можно мобилизовать в данный момент. Но после этого уже всё, подпитки и подкрепления сила не получит. Поэтому она или сработает или нет. Растягивать во времени этот процесс не получится.
А вот гидравлика работает по другому. Это постоянное давление, которое не уменьшается и может даже увеличиваться. Поэтому здесь и говорят о мощности, потому что мощность – это сила в единицу времени. То есть в каждую единицу времени сила сохраняется. Это принцип ростка дерева, который пробивает асфальт. Почему такое возможно? Потому что росток все время давит на асфальт, более того, его давление со временем увеличивается из-за роста. Вот и получаем такой результат.
И вот подобные удары есть в ушу. Более того, принцип гидравлики открывает протыкать противника более эффективно, используя «острые» предметы. А острым предметом в ближнем бою без оружия будут пальцы. То есть это прямой удар пальцами на протыкание тела противника.
Более того, мощность в купе с пальцевой техникой открывают возможность рвать тело противника, вырывать и отрывать части тел: ключицы, ребра, уши, нос, мышцы и сухожилия. А пальцевая техника в ушу считается самой высокой.
Поэтому третий уровень ударной техники имеет смысл назвать «кунг-фу». Как символ высшего мастерства и эффективности.
В результате эволюционная линия ударной техники – это: бокс-каратэ-кунг-фу. Только еще обращаю внимание, что в данном случае бокс – это не спортивный (английский) бокс, а каратэ – это не Шотокан и не Куикушинкай с Уэчи-рю, а кунг-фу – это не какие-то стили у-шу. В данном случае речь дет о концепции, принципах, идеях, которые могут быть реализованы в различных стилях и в различном сочетании. Здесь бокс, каратэ, кунг-фу – это методы движений и действий, а не сами движения.
Например, можно ли ударить боксерский удар методом каратэ? Можно. А можно ли удары каратэ бить методом бокса? Можно. Что мы, кстати, и видим повсеместно. Тот же Киукушинкай, к примеру, представляет из себя смесь бокса и каратэ с элементами кунг-фу.
Бокс – это физическая сила, Каратэ – психическая сила, Кунг-фу – ментальная сила (измененное сознание). Бокс – максимальная скорость на старте удара, каратэ – максимальная скорость в средине удара, кунг-фу – максимальная скорость в конце удара. Бокс – естественные удары, каратэ – непривычные удары (могу стать естественными, но в обычной жизни не используются), кунг-фу – неестественные движения (вычурные для человека и неудобные). Бокс – выносливость за счет накопленных физических сил (спортивной формы), каратэ – взрывная сила за счет концентрации энергии, кунг-фу – нарастающая сила за счет фокусировки энергии. Бокс – это усы таракана, каратэ – жало скорпиона, кунг-фу – щупальца осьминога.
Бокс – меч в руке, каратэ – меч в сердце, кунг-фу – меч в разуме. Бокс – удар кулаком, каратэ – удар полукулаком, кунг-фу – удар пальцами.
Но самой главной, фундаментальной особенностью бокса являются инерционные, естественные, движения. И очень важно, что они неуправляемые. Это есть ответ на вопрос, почему в драках или на ринге каратисты и ушуисты вынуждены просто махаться и не могут применять свою технику. Все скатывается к концепции бокса.
Просто в реальном бою основную энергию пожирает реакция. Самым важным является среагировать на действия противника, и своевременно атаковать самому. Эта работа сознания и психики и поглощает всю возможную энергию. В результате управление телом отсутствует, на него уже не хватило энергии. Тело может двигаться только на рефлексах и инстинктах, а это и есть естественные движения. Поскольку все противники озадачены своевременным реагированием, то вся оставшаяся энергия в теле уходит только на своевременность старта движений. Старт поглощает все силы, и удары становятся инерционными.
Так вот это и есть ответ на вопрос, почему все скатывается в реальном бою к боксерскому размахиванию руками. И не смотря на все раздутые щеки последователей каратэ и большинства стилей у-шу о том, что их боевое искусство, это не какое-то там спортивное единоборство, по факту они занимаются единоборством, всего лишь одной из многочисленных форм бокса.
Киукушинкай – это бокс, косики аратэ – бокс, кудо – бокс, спортивное каратэ – бокс, саньда – бокс, таэквондо – бокс, ну и т.д.
И поскольку в реальном бою они будут драться методом бокса, то можно было и не устраивать себе сложных заморочек с малопрактичными тренировками под названием боевые искусства.
А можно ли драться при помощи классического каратэ? Можно. Для этого надо ключевое требование – УПРАВЛЯТЬ собой в ходе боя. Чтобы реализовать технику классического каратэ, понадобится управление психикой и концентрация энергии. Да уж. На уровне каратэ без концентрации энергии делать нечего. Хотите двигаться только на основе физической силы? Добро пожаловать в бокс! Других вариантов нет независимо от ваших желаний. Поэтому я и говорю, что концепция каратэ – это следующий эволюционный уровень человека, а не просто очередной стиль боевого искусства.
Классическое каратэ по факту сильно устарело. В том смысле, что его техника работает только по стационарному противнику. То есть, если противник стоит на месте, то нет проблем его срубить неожиданным ударом из классического каратэ. Запросто можно даже убить. Но если противник двигается, и двигается по современному, на высокой скорости, разнообразно и атакующе, вся техника классического каратэ крошится как печенье. И каратисты вынуждены переходить просто на бокс ногами и руками, подобно французскому боксу в драке. Впрочем, большинство считают это нормальным и продолжают называть это каратэ. Поэтому классическое каратэ практически и не развивается. Вернее развивается, но в низшую эволюционную сторону, в сторону бокса.
Зачем вообще нужна эта сложная теория, про эволюционную линию бокса-каратэ-кунгфу? В ней содержится практика тренировок и применения.
Прежде всего это дает понимание, что бокс, каратэ и кунг-фу – это не разные стили БИ, а разные качества движений, соответствующие разным уровням развития человека. И для овладения каратэ не получится годами ходить с стойках и выполнять кихон. Все равно это в итоге получится бокс, только с более длительным обучением и зачастую худшими параметрами боеспособности.
Второе, что нужно понять, так это то, что для освоения концепции каратэ как более высокого уровня, нужны специфические ментальные и психо-эмоциональные тренировки, а также и упражнения на внутреннюю энергетику. Без них каратэ не будет от слова совсем.
Поэтому в итоге главная практичность – это эволюционный подход в тренировках и применении. Метод последовательных шагов при спиральном движении. Что это?
Сначала учим бокс. Берем просто спортивный бокс и осваиваем его элементы. Но не доводим до серьезного уровня, чтобы не возникло закрепощения рук и устойчивых рефлексов. Затем переходим к французскому боксу, добавляем ноги.
Потом переходим к направлению каратэ. Учим таэквондо – оно добавит технику ног и добавит кое-что из каратэ. Затем Киукушин – как стиль силовой, мощный бокса. Потом Шотокан – как средство стремительной атаки. Главное при изучении этих стилей каратэ не стремиться к правильному и четкому исполнению техники. Главное – количественно увеличить разнооборазие ударов и передвижений.
Далее идем к стилю у-шу. Возьмем к примеру тунбэй, винчунь, Чойлифут.
Опять возвращаемся к боксу. Только теперь нам уже нужен не конкретный вид бокса, а некий универсальный, интегральный бокс, в котором можно использовать все элементы, которые вы выучили до этого. Только выполняем их с качеством бокса. То есть на первом месте подвижность, скорость, незакрепощенность движений, выносливость.
Далее опять возвращаемся к каратэ и вот тут уже переходим к изучению качества, к выработке силы в движениях. Теперь уже правильность техники и правильность исполнения будут иметь серьезное значение. Тут уже можно вспомнить о Уэчи-рю, Годзю-рю, Киукушину и Шотокану придать другое качество.
В направлении кунг-фу можно осваивать капойэру, стиль потряной трассы, другие стили ног.
Опять возвращаемся к боксе, но теперь уже в ударах пытаемся использовать силу каратэ. Задача – сделать удары реально опасными.
Потом развиваем внутреннее содержание каратэ и его технику. А при переходе к кунг-фу уже занимаемся внутренним содержанием кунг-фу. Созданием гидравлической силы и пальцевой техники.
Опять возвращаемся к боксу и используем наработки каратэ и кунг-фу в боксе.
В общем, надеюсь логика понятна? Мы должны пройти круг Количество-Качество-Мастерство и в боксе, и в каратэ, и в кунг-фу. Но проходим это не жесткими ступенями, а постепенно, двигаясь по спирали. Пробуем все сразу но по не многу, но каждый раз все на более высоком уровне, с более высоким качеством.
Что это дает? Освоив какие-то азы бокса, вы уже становитесь каким никаким бойцом, уже у вас есть некакя защищенность. Опираясь на нее, теперь осваиваете азы каратэ и кунг-фу, которые пока никакого вклада в реальную боеспособность дать не могут.
Затем, используя развитие, полученное в каратэ и кунг-фу, делаем свой бокс более качественным и продвинутым, получая еще более высокую защищенность для боя. И тогда опять переходи к каратэ и кунг-фу. Постепенно будет достигнут уровень, когда бокс будет уже не нужен и главным станет каратэ, а затем останется кунг-фу как наиболее эффективная система.
Короче здесь принцип рука руку моет. Бокс, каратэ и кунг-фу – они обмениваются своими силами и достижениями. Низкие уровни являются основной для высоких, а высокие подтягивают вверх возможности низких.
В итоге в количественном, техническом плане у вас должен быть сформирован личный стиль ведения боя. В качественном отношении все зависит, на каком уровне вы будете находиться: бокс, каратэ или кунг-фу. Что касается мастерства, то достигнув уровня кунг-фу и пройдя по нему, все уровни и стили просто растворятся. Получится одно объемное «пространство боя».
Вот такая сложная муть получается.