Найти в Дзене
Онлайн-школа School inter

Хочу, чтобы ребенок делал домашнее задание без моего участия. Так можно?

Оглавление

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба.

Но как ее развивать, когда дети сейчас практически ни за что не отвечают примерно до 18 лет, а то и больше. Согласитесь, не нужно думать, как добраться до школы, не нужно зарабатывать деньги, многое сейчас дети не делают того, что делали мы. Сейчас принцип «все лучшее детям», а это лучшее – добывают взрослые.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Так как же быть?

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Что для начала необходимо сделать?

1. Показывать свою уверенность в ребенке

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней.

2. Поддерживать

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Давать развивать ребенку навыки

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты.

4. Обозначать правильные границы

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А как сделать самостоятельной учебу?

Происходит это через передачу ответственности за выполнение 3 этапов работы с домашними заданиями:

  • Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  • Исполнение домашнего задания;
  • Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Вы передаете ответственность поэтапно. Вначале - за само исполнение. Постепенно доверяя ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

При этом вы можете подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через вашу помощь в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется частично. Наконец вы проверяете домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передадите контроль за выполнение ребёнку.

Поделитесь, как тренируете самостоятельность у своих детей вы?