Слушайте, вас когда-нибудь судили?
Нет, я не про гражданские споры, разумеется, и не про какую-гибудь плевую административочку. Я - про серьезный такой уголовный процесс.
Давайте представим себе вполне распространенную в жизни нашей ситуацию, когда сидите вы себе за решеточкой или за стеклом на скамье подсудимых в зале суда, и привозят вас туда регулярно из следственного изолятора, и перед вашими глазами спина адвоката и лицо (уж простите мне это культурное выражение) прокурора, и грозит вам, если заглянуть в УК РФ - ай-яй-яй, сколько.
Но при этом доказательств на вас - ноль целых фиг десятых. Вот так у следствия сложилось. Не смогли они накопать серьезных доказательств вашей вины. Да и состав преступления, как таковой - под большим вопросом.
В общем, все у вас складывается хорошо. Свидетели ничего не помнят (или, к примеру, в зале суда говорят, что на этапе предварительного расследования их заставляли вас оговаривать, а теперь они могут сказать всю правду), эксперты разводят руками и сообщают суду, что ответить на вопросы следствия невозможно. И даже суд при очередном продлении меры пресечения решает, что вас вполне можно отпустить под подписочку о невыезде, а не держать в СИЗО.
В общем, все идет если не к оправдательному приговору, то, как минимум, к тому, что сейчас в суде большая часть обвинений отвалится и дадут вам условнячок, а то и вовсе - штраф какой-нибудь.
И тут, под занавес, внезапно...
Объявляется в зале суда совершенно секретный свидетель.
Ну, что значит - внезапно. Когда вы с делом знакомились - вы, вполне возможно, видели показания некоего таинственного лица, которое изобличает вас в преступной деятельности. Причем изобличает весьма странно.
Очевидцем ваших преступлений такое лицо, разумеется, не было. Но, согласно его показаниям, оно находилось с вами в одной камере, и вы там ему во всем покаялись. Рассказали во всех подробностях, как воровали, взятки брали, а может, даже и убивали кого.
Ну, а данные этого лица - засекречены. Находятся в отдельном конвертике.
Могут и сами показания до суда быть засекречены. И узнаете вы о них уже в зале суда, когда будет проведен допрос вот такого "свидетеля", исключающий его наблюдение. Либо через систему ВКС с затемненным экраном и измененным голосом, либо, как это бывает в совсем бедных судах, заведут этого "свидетеля" в соседнее помещение, дверку приоткроют, чтобы слышно было, и будут допрашивать. А он будет рассказывать страшную сказку о том, как вы во всех подробностях ему обо всех эпизодах своей преступной деятельности докладывали.
Смех, да и только. Но, увы - смех сквозь слезы.
Понятное дело, что рассказывать сокамернику что-либо о своей "преступной деятельности" может только полный и законченный дурак. Оно, конечно, бывает - попадаются в СИЗО и дураки, и просто трепачи, которые своими реально совершенными преступлениями бахвалятся. И "подсадки" в следственных изоляторах практикуются повсеместно, потому что можно иной раз получить какую-то оперативную информацию, которая поможет в расследовании.
Но, вы меня уж извините, в 99 случаях из 100 вот такой тайный "свидетель" - это чистая подстава, которая используется следователем, когда совсем уже ничего на подследственного нет.
И очень часто бывает, что такой человек вовсе даже в камере с вами не находился. Взяли какого-то фоньку-кваса, дали ему бумажечку прочитать, он и чешет, как по писанному. Со всеми подробностями, с терминологией, присущей вашему преступлению.
Потому что именно по писанному и чешет.
Напомню: Ивана Александровича Скорнякова обвиняют в нескольких эпизодах превышения должностных полномочий, в результате которых, по версии следствия, городской казне был нанесен многомилионный ущерб.
Надо понимать, что дело Скорнякова в суде на сегодняшний день рассыпается к чертям. Его уже и из под стражи суд сейчас отпустил - во всяком случае, по зданию суда перемещается Иван Александрович совершенно свободно и без конвоя, это я видел лично. И на майских праздниках его неоднократно встречали в городе.
На начальном же этапе расследования Скорнякова из СИЗО не выпускали категорически, хотя суд тогда пытался отпустить его за неделю трижды.
О чем может свидетельствовать внезапная отмена меры пресечения в виде содержания под стражей?
Тут вариантов два. Первый - Скорняков "порешал".
Второй - суд уже понимает, что вменить ему, на самом деле, нечего.
И второй вариант вполне имеет право на существование, поскольку многочисленные опрошенные свидетели указывают на то, что Скорняков совершенно не при делах.
При таких обстоятельствах у следствия и прокуратуры только и остается, что прибегать к последнему средству - использовать секретных "свидетелей", которые полностью подтвердят версию обвинения. А то, что эти "свидетели", скорее всего, читают в суде ровно ту бумажку, которую им заботливо дали на следствии, видно, извините, невооруженным взглядом.
Для наглядности я частично процитирую показания "секретного свидетеля" по делу Скорнякова:
Зато подписывал акты об оплате этих работ — формы КС-3.
Экий, простите, позор.
Я прямо вижу, как в течение десяти дней на ИВС, ПОД КАМЕРАМИ (и, разумеется, с прослушкой) Скорняков подробно рассказывает какому-то случайному собеседнику всю схему откатов, делится переживаниями и, с учетом того, что его в этот момент то отпускают, то закрывают обратно, оповещает о своих намерениях скрыться, о наличии у него кучи бабла и загранника.
В общем и целом при таких обстоятельствах можно говорить о том, что реально на Скорнякова у обвинения нет ровным счетом ничего.
Однако, следует также признать, что вот такие "свидетельские показания" суд, скорее всего, положит в основу обвинительного приговора.