Найти тему
Владимир Гордеев

Третий человек (1949, Великобритания, нуар): Нуар №1 в/с

Удивительно, но лучший нуар, который мне довелось посмотреть, снят англичанами, а его действие происходит в Вене 1945 года. Впрочем, автор романа и сценарной адаптации – Грэм Грин, и главные действующие лица фильма (протагонист и антагонист) – американцы.

Испытывающий финансовые неурядицы писатель Холли Мартинс, автор дешевых вестернов, приезжает по приглашению старого друга и одноклассника Гарри Лайма в Вену. Тут для него найдется работенка.

Однако встреча друзей обламывается: прибыв по адресу, Мартинс узнаёт от консьержа, что Гарри мертв. Его накануне сбил грузовик. На похоронах Мартинс видит несколько людей, в том числе красивую молодую женщину (итальянская актриса Алида Валли). Но разговориться ему удается лишь с майором английской военной полиции Холлоуэем. Тот заявляет, что исключительно рад смерти Лайма, ибо тот был гнусным рэкетиром, а Мартинсу советует убираться в благословенную Америку.

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Тем не менее, Мартинс решает остаться. Во-первых, Гарри был его другом, во-вторых, Мартинс не верит в то, что Гарри скурвился и умер негодяем. В-третьих, вызывают подозрения обстоятельства смерти. Местные друзья Гарри, а также сам Холлоуэй уверены, что тело Гарри отнесли на тротуар двое людей, а консьерж, который не стал давать показания полиции, сообщил Мартинсу, что их было не двое, а трое. Кто третий человек? Мартинс принимается за расследование.

"Третий человек" безупречно снят. Изумительная операторская работа, великолепная постановка света. Каждый кадр обладает потрясающим магнетизмом. Трудно поверить, что фильм снят на натуре.

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Наконец, "Третий человек" — очень нетипичный фильм-нуар. Темная и мощная волна нуаров угасла к концу 40-х годов, и "Третий человек" поставил точку. Ничего лучше уже не снимут. От классических нуаров и поздних неонуаров "Третий человек" отличается удивительной легкостью.

Если сравнить с фильмом Кэрола Рида, например, тяжеловесную стилизацию под классический нуар "Плохой немец" Стивена Содерберга (где действие происходит в послевоенном Берлине) или даже любой классический нуар, то можно сказать так: классический нуар – это бурбон, а "Третий человек" — игристое вино.

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Фильм сделан с иронией, присущей более позднему постмодернистскому кино. Действие развивается стремительно, сюжет, можно сказать, летит на крыльях ночи, у зрителя захватывает дух. Наконец, фильмы современников Рида утяжелялись за счет музыкального сопровождения, оркестровая музыка звучала в кадре практически постоянно, а Рид обходится одной лишь цитрой. В фильме присутствует национальный австрийский колорит, и колорит интернациональный: англичане, американцы, русские.

В "Третьем человеке" задействованы очень харизматичные актеры. Их харизма не может раствориться в мрачном мире лжи, обмана, спекуляций и преступлений против человечества. Даже Гарри Лайм (Орсон Уэллс) по-своему обаятелен и в какой-то мере вызывает сочувствие. Очевидно, что в какие-то моменты Уэллс сознательно подражает Петеру Лорре в
"М" (1931). Убийца М и убийца Гарри таковы, потому что не могут быть другими.

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Орсон Уэллс придумал отличный монолог для своего героя, когда Лайм и Мартинс подымаются над Веной на колесе обозрения, и люди внизу превращаются в букашек, недостойных (по мнению Лайма) сожаления. Хрестоматийная сцена! Легко проводятся параллели фильмом Ланга и фильмом Рида: Ланг показывал предвоенную империю, Рид – послевоенную. Всех местных преступников вроде М перебили, но свято место пусто не бывает, — преступники приходят вместе с победителями из-за бугра. В конце картины Лайма будут загонять как зверя, и его постигнет судьба М.

"Третий человек" — неувядаемая классика кино.

Оценка: 9,5 из 10.

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Режиссер: Кэрол Рид
Сценарий: Грэм Грин, Александр Корда, Кэрол Рид, Орсон Уэллс,
оператор: Роберт Краскер,
Композитор: Антон Карас,
Продюсеры: Кэрол Рид, Дэвид О.Селзник.

В главных ролях: Джозеф Коттен, Алида Валли, Орсон Уэллс, Тревор Ховард.
В ролях: Бернард Ли, Эрнст Дьютч, Зигфрид Брюэр, Уилфрид Хайд-Вайт, Пауль Хербигер и др.

Награды:
Оскар — лучший оператор (1951)
Британская киноакадемия — лучший британский фильм (1950)
Каннский кинофестиваль — Гран-при (1949)

Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)

Интересные факты о фильме:

  • Слухи говорили о том, что Орсон Уэллс сам писал диалоги Лайама и снимал этот фильм. В пользу этого говорит ряд выбранных визуальных решений. Но сам Уэллс настаивал, что фильм полностью снят Кэролом Ридом.
  • Фильм снимался в Вене с 22 октября по 11 декабря 1948 года.
  • Орсон Уэллс отказался лезть в канализацию. Вместо него за канализационную решетку хватается руками Кэрол Рид.
  • В оригинальном сценарии закадровое повествование ведется от лица майора Холлоуэя.
  • Уэллс имел возможность выбирать: либо получить фиксированный гонорар за съемки в фильме, либо получить процент со сборов. Он выбрал первое и крупно проиграл.

Читайте также на моем канале:

Кэрол Рид. Режиссеры британского кино
Владимир Гордеев3 августа 2023
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)
Кадр из фильма "Третий человек" (1949)