Найти тему
Незримая помощь

АЗБУКА ПРАВОСЛАВИЯ: Что такое АМВОН и каково его предназначение в церкви

Верующий человек, без сомнения, знает, что всякий находящийся в православной церкви предмет, находится там отнюдь неслучайно. Его предназначение и сокрытая, подчас, на первый взгляд, суть, на самом деле имеют глубочайший духовный смысл и свою собственную продолжительную историю.

Относится это и к особому элементу внутренней архитектуры церковного строения, именуемому амвоном.

Амвон представляет собою некое возвышение внутри помещения храма, предназначенное для целого ряда богослужебных действий: чтения Священного Писания, произнесения особо важных текстов, проповедей. С амвона слышат прихожане Евангельские слова, которые читает дьякон во время службы. Стоя на амвоне, священник совершает причащение верующих.

АМВОН И СОЛЕЯ

Солея представляет собою возвышение пола перед иконостасом церкви, подниматься на которое, как правило, разрешено только церковнослужителям и тем, кто им помогает при богослужении.

У солеи обычно имеются три выступа: полукруглый центральный, находящийся напротив Царских Врат, именуемый амвоном, а также правый и левый выступы, называемые клиросами:

солея внутри храма с амвоном и клиросами
солея внутри храма с амвоном и клиросами

Слово амвон происходит от греческого понятия «ἄμβων», означающего в переводе «восхождение». Клиросы же, в переводе с греческого, означают «избрание» - их именуют так потому, что предназначаются они для приходских певцов и чтецов, которых по благословению священнослужителя избирают из числа благочестивых прихожан. В раннехристианской Церкви существовал даже особый чин посвящения избранных мирян в церковного певца или чтеца.

-2

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ АМВОНА

В наши дни этот элемент церковного строения располагают чаще всего напротив Царских врат. Подобное расположение амвона весьма символично, ведь именно с него звучат слова священных библейских текстов и произносятся настоятелем проповеди окормляемой пастве.

ВИДЫ АМВОНОВ

В современной православной церковной практике различают амвоны двух видов: амвон перед Царскими вратами, именуемый также предалтарным, и амвон архиерейский.

Архиерейский амвон используют только при архиерейском богослужении. На нем перед Литургией облачается епископ, на него устанавливают кафедру, на которой архиерей сидит до Малого входа. С него же протодиакон возглашает слова Евангелия.

-3

С амвона предалтарного – полукруглого центрального выступа солеи – звучат ектении, Апостольские послания, проповеди. При иерейском служении с него произносят Евангельские тексты. Этот род амвона по своему значению наиболее близок к амвону древневизантийскому.

ИСТОРИЯ АМВОНА И ЕГО СИМВОЛИКА

Первые упоминания об амвонах встречаются в трудах раннехристианского историка Созомена, жившего в V-м столетии. Он называл их «возвышениями для чтецов».

По мнению исследователей в тот период храмовые амвоны представляли собою ступенчатые платформы с переносным аналоем.

Несколько позднее этот элемент церковных строений значительно видоизменился. Он стал стационарным и устанавливался в центральной части здания, а с двух сторон к нему приставлялись лестницы по типу таких, которые можно было видеть в дальнейшем в константинопольских приходах:

старинная миниатюра, изображающая амвон в Древней Византии
старинная миниатюра, изображающая амвон в Древней Византии

В византийских церквях амвоны, наряду с Горним местом и Святым Престолом, являлись главнейшим архитектурном элементом храмовых построек. Устанавливали их также в центральной части, и их местоположение во многом определило особенности характера древневизантийских богослужений. С амвона возносились ектении, прочитывалось Священное Писание, пелись антифоны и прокимны, Трисвятое, Пасхальные и праздничные тропари. На амвоне архиерей воздвигал Крест в День Крестовоздвижения, а в Великую Пятницу с этого места произносили поучения оглашаемым.

На амвоне проходил и чин венчания на царство византийских императоров, а впоследствии по тому же образцу короновали государей и некоторых славянских государств.

Коронация Михаила VIII Палеолога 15 августа 1261 года
Коронация Михаила VIII Палеолога 15 августа 1261 года
-6

В более поздний период аналои стали выполнять из мрамора и украшать их витиеватым орнаментом и различными композициями из скульптур, а иногда и разноцветной дорогой мозаикой. Нередко над ними устанавливали и замысловато отделанную сень. Так, при святом императоре Юстиниане Великом, вступившем 1 августа 527 года на Византийский престол, по свидетельству его царедворца Павла Силенциария, в соборе святой Софии над амвоном возвышалась роскошно украшенная сень, покоящаяся на восьми колоннах и увенчанная крестом.

В XV-м веке в греческих приходах появились амвоны не просто в виде своеобразных «беседок», но даже и в виде изящно украшенных балкончиков, прикрепленных к северо-западным колоннам церквей. Впрочем, следует отметить, что, иной раз, византийцы возводили церкви и совсем без амвона.

амвон, устроенный в форме небольшого балкончика
амвон, устроенный в форме небольшого балкончика

В Западной Церкви форма амвона поначалу не отличалась от амвона в Церкви Византийской, однако впоследствии там получили распространение амвоны двойные, один из которых предназначался для чтения Деяний Апостолов и их Посланий, а другой – для Евангельских чтений. Со временем такие амвоны стали устанавливать на расстоянии один от другого. Иногда их выполняли даже в виде балконов с внешней стороны церкви, для того чтобы настоятель мог обращаться оттуда к многочисленной пастве.

На Руси в древности амвоны устраивали наподобие византийских, походящих на украшенные башенки с лестницами. Подобного рода амвоны встречались в отечественных приходах до XVII-го века, а потом стали исчезать из употребления. С этого периода, по сообщению церковного историка архидиакона Павла Алеппского, в большей части приходов стали выполнять амвоны в виде округлых или восьмиугольных возвышений в центральной части зданий. Как правило, при этом их обивали сукном алого колера.

-8

Амвон из Новгородского собора святой Софии – памятник древнего церковного искусства

Единственный сохранившийся до наших дней древнерусский амвон был возведен в XVI-м веке при митрополите Макарии для Софийского Новгородского собора. В архитектурном плане он представляет собою срубленное из сосны округлое сооружение высотой почти в 3 метра и с длиной окружности около 7 метров.

Двенадцать колонн делят его на 12 сегментов, а горизонтальные тяги создают в нем 5 ярусов. Новгородская Летопись описывала его так: «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят... а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети...»

Это сооружение устанавливалось напротив Царских Врат. Его дверцы в определенные богослужебные моменты закрывались занавесями. Иногда его отодвигали в сторону, когда была в том необходимость.

В художественном облике этого шедевра древнерусского храмового искусства получила развитие тема духовного восхождения ко Граду Небесному Иерусалиму. Двенадцать его столбиков создают 12 Врат, над проемами которых изображены родоначальники Израильских колен. Резные фигуры Херувимов и обильное золочение – все это выражает блистательность Небесного Града, о котором поведали святые Иоанн Богослов в Откровении (гл. 21, 12-21) и пророк Иезекииль в своей книге (гл. 48, 31-35).

Софийский амвон в 1860 году был перевезен из новгородского собора в Санкт-Петербургскую художественную академию, затем он поступил в Русский музей.

На сегодняшний день, к сожалению, утрачены многие украшавшие его изображения угодников Божиих. Утрачена и одна из скульптур нижнего яруса, а также уникальные росписи, резные фрагменты и старинная позолота:

Новгородский амвон из Софийского собора, XVI век
Новгородский амвон из Софийского собора, XVI век