Найти тему
Версия

Завели на посадку

Химкинский суд поставил точку в скандальном процессе о катастрофе лайнера «Сухой Суперджет 100», произошедшей в мае 2019 года в аэропорту Шереметьево.

   Завели на посадку
Завели на посадку

Пилот Денис Евдокимов признан винов­ным в нарушении правил эксплуатации воздушного судна, приведшем к гибели 41 человека, – он проведёт шесть лет в колонии-поселении. Тем не менее эксперты не раз высказывали мнение: несмотря на то, что в действиях Евдокимова действительно усматриваются нарушения, следствию и суду также нужно было задать вопросы разработчикам «Суперджета», конструкция которого, возможно, во многом и обусловила катастрофу.

5 мая 2019 года самолёт «Сухой Суперджет 100» компании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Москва – Мурманск. Спустя 28 минут после взлёта в лайнер ударила молния. Из-за мощного электрического разряда из строя вышли бортовые электронные системы, включая автопилот, из-за чего система управления перешла в режим direct mode, при котором управлять самолётом пилоту приходится напрямую без коррекции его действий автоматикой. Евдокимов принял решение совершить аварийную посадку. Однако она оказалась жёсткой – самолёт начал подпрыгивать на взлётно-посадочной полосе («козлить»), из-за чего подломилась стойка шасси, пробив бак с топливом. Следом возник пожар. Спастись удалось только тем, кто находился в передней части салона. Из 73 пассажиров 40 сгорели, не добравшись до выхода. Также погиб стюард.

По версии следствия, Евдокимов допустил целый ряд нарушений, приведших в итоге к гибели людей. Так, он решил сажать самолёт с баками, полными топлива, «не ощущал аварийной ситуации», не установил код аварийности и грубо посадил лайнер, допустив его «козление». Это в итоге привело к поломке стоек шасси, пробитию баков и возгоранию.

Безусловно, за всё происходящее с самолётом отвечает пилот, в связи с чем вину Евдокимова не отрицают даже его коллеги. Тем не менее в ходе процесса защита, авиаэксперты и другие лётчики обращали внимание на ряд немаловажных деталей. Да, Евдокимов допустил «козление» лайнера, однако не стоит забывать, что программа тренажёров по управлению «Суперджетами» в режиме direct mode, на которых тренировались пилоты «Аэрофлота», не содержала элемента по отработке действий лётчика в подобных обстоятельствах. Таким образом, Евдокимов просто не знал, как именно ему нужно поступить и как поведёт себя самолёт. В свою очередь, глава Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов подтверждал: до катастрофы в «Аэрофлоте» не учили пилотов летать на SSJ100 в режиме прямого управления.

Кроме того, если в обычном режиме у «Суперджета» автоматически выходят спойлеры (щитки на крыле, уменьшающие подъёмную силу), то в режиме direct mode их надо выпускать вручную. При этом в момент посадки пилот одной рукой держит джойстик управления самолётом, а другой – рычаг двигателя. Этот момент также должен был отрабатываться заранее, но, судя по всему, не был принят во внимание.

Однако главные вопросы возникают к разработчикам «Суперджета». Фактически суд установил цепочку событий, приведших к катастрофе: «козление» самолёта – разрушение стоек шасси – повреждение обломками топливных баков – пожар. Вот только обязательно ли всё должно было произойти в такой последовательности? Один из экспертов отмечал: «козление» самолёта – это вполне обычное дело, его допускает при обучении любой курсант, и если бы каждый такой случай приводил к фатальному повреждению, самолётов просто не хватило бы. Вот почему защита настаивала: у «Суперджета» изначально было неправильно сконструировано шасси! Согласно всем нормам стойка может ломаться, но это не должно вести к повреждению топливного бака. Для «Сухого» же почему-то решили выбрать двухподкосную основную стойку, которая ставится обычно только на большие дальнемагистральные самолёты. За полгода до катастрофы в Шереметьеве такой же «Суперджет» потерпел аварию в аэропорту Якутска – там у лайнера также подломилась стойка шасси и также пробила бак, к счастью, возгорания не случилось. Получается, что конструкторы изначально допустили ошибку и самолёт небезопасен?

Как бы то ни было, разбираться в этом не стали. Почему – понятно. «Власти, которые затратили деньги, и конструкторские бюро, и заводы, естественно, хотят успокоить общественное мнение. Представьте, сколько предприятий задействовано в «Суперджете». И если 200 машин сейчас встанут – это неразумно». – предрекал эксперт Юрий Сытник. То, что сейчас будет происходить, сложно объяснить иначе, чем заказ со стороны МАК. Тогда ясно, почему с лётчиком обходятся максимально жёстко.