95-й год. Первые ростки российского бизнеса, неуклюжие, ,без элементарных знаний и с шальными деньгами.
Мне звонит некто и предлагает поработать переводчиком с итальянцем.
Он прилетит завтра в Шереметьево на 3-4 дня. 40 долларов в день плюс все расходы. Какой-то бизнесмен. Сейчас это не интересные деньги, та тогда было прекрасно. И за 20 пошел бы.
Приехал в Шереметьево, спокойно жду. Никто не выходит. Я с бумажкой с фамилией. И вдруг объявление - "По техническим причинам рейс Венеция Шереметьево направлен в Домодедово и уже произвел посадку. Встречающих просим направляться в Домодедово.
Машины у меня не было, и транспорта тогда тоже никакого не было. Я нашел таксиста за 140 долларов в Домодедово, потом в Москву.
Приехали в Домодедово, я прорвался в зону выдачи багажа, заглядывал в глаза каждому иностранцу, подсовывал его фамилию. Никого. Времени много уже прошло, видно, он куда-то уехал.
Расстроился, конечно, денег кучу потерял. На всякий случай сообщу, что мобильных еще не было. На следующее утро звонок. Старческий, чуть не плачущий голос: "Микеле, забери меня отсюда". Потом трубку взял русский. Наш простой турист, увидел одиноко сидящего старичка в аэропорту, как-то они объяснились и он забрал его к себе, в хрущевку, в Тушино, на последний 5-й этаж.
Справка: Джино Финоккьяро, 76 лет, бизнесмен, миллионер из Триеста, заработал состояние на продаже стекла и оборудования в Югославию. Симпатизировал коммунистам и СССР, но только на старости лет сподобился впервые поехать уже в Россию и попробовать что-нибудь продать. Неоднократно упоминал о связях с Коза Ностра, но, скорее, для важности.
Зачем он поехал один, без знания английского? Не знаю. На то он и миллионер. Другие к Титанику спускаются, а этот рванул в Россию. Хорошо хоть летом.
Как назло, самолет приземлился в другом аэропорту, он ничего не понял, все ждал меня, отказывался уходить, сидел на чемодане.
Спасибо этому товарищу, он сразу погрузил дедушку в советскую романтику. Да еще 5-1 этаж без лифта....
Я приехал, вышел старичок в пижаме с сигаретой. Спокойный, я ему объяснил в двух словах, что произошло и мы поехали ко мне домой. Не помню, почему он не хотел в гостиницу. В общем, жил у меня. Не хрущевка, но и не его квартира, занимающая весь этаж.
В первые же часы он меня ошарашил и поведением и манерой вести дела. Оказывается, он приехал в Москву совершенно без каких-то договоренностей. Никаких контактов. Бери - говорит - телефонную книгу и звони всем, кто стекло обрабатывает. Звоню. Интересно, что многие откровенно забоялись встречаться? Настоящий итальянец? Хочет приехать прямо сейчас и предложить станки? Ну его на фиг. Не то что советские люди, а тут контакт с иностранцем, просто, ну на фиг.
Согласились только двое. Ну действительно, кто-то звонит, мы сейчас приедем, ждите. Первый очень стеснялся и, по-моему, думал, что это то ли розыгрыш, то ли что-то другое, но не хорошее. Да и итальянец какой-то облезлый. маленький с желтыми от курения усами, ничего не слышит и одет больно просто. Ну, миллионер, а не верится.
И мы ничего не добились. А второй был бизнесмен нового формата. Фирма называлась Донское, никакого оборудования, чистая резка стекла.
В общем, подружились. 2-3 раза сходили в ресторан, договорились встретиться опять. Через 3 дня я отправил его обратно. За это время он оставил несколько ожогов на столах и полу. Курил постоянно, Мальборо 100мм. Не обычные, а длинные сигареты. Не просил пепельницу, а просто, упал пепел, и ладно. Я несколько раз просил его взять пепельницу, расставил в опасных местах пустые банки. Глаза были абсолютно пустые.. Эгоист был страшный. И экономный очень. Сколько раз приезжал и всегда в одном пиджаке. Но не поэтому же он стал миллионером. А молодость была сложной.
Справка: В 42-м году Джино было 22 года. Идет война. Не в Италии, но итальянцы воевали на стороне Германии. Их было не много, да и понимали немцы, какие они вояки. Наш Джино получил повестку, будучи на севере Италии, в Триесте. Решил не идти и смыться на родину, на Сицилию. Там и сейчас можно затеряться в какой-нибудь горной деревне. И вот в Риме его совершенно случайно "замели". Патруль проверил документы. Вот просто со скуки спросили документы, ну возраст подходит, почему не в армии? Давай тебя в комендатуру отведем. Он мне рассказывал и, видно, вспоминал эти подробности, аж до слез. Хотя кончилось все хорошо. В комендатуре все выяснилось, ему даже разрешили написать письмо маме (типа, задерживаюсь по работе) и отправили в лагерь для дезертиров. Звучит страшно, но рассказывал он даже весело. Они не работали, кормили не очень, но не голодали. Каждый день приносили газеты. Кто хотел работать, даже получал какие-то деньги и порцию сливочного масла. Каким-то образом там были и русские пленные. Он с тех пор запомнил их имена и слова "хорошо" и "хлеб". Все боялись одного - отправки на восточный фронт. Причем не самой войны, а холодов. Рассказывали страшные истории, что там невозможно выжить зимой и до стрельбы дело может даже не дойти. Говорили, что немцы даже понимали и отправляли их на юг СССР. В район Сталинграда. Все правильно, это же юг, кто ж знал. Джино повезло и его не взяли. Приходили, говорит, постоянно какие-то военные, выкрикивали фамилии. Как помните, в класс входит зубной врач, все отворачиваются, пытаются слиться с партой. Вот и его как-то пронесло. Он там просидел около года. Потом хороший и чисто итальянский разгильдяйский конец. Просто открыли двери и охранники куда-то делись. Посидели, подождали, вышли из "палаты", никого нет. Вышли на улицу, никого нет. Свобода. И все разбежались. Джино все-таки доехал до Сицилии и пересидел там до конца войны. Он всегда был патриотом Италии и считал, что только Сицилия и есть Италия. Остальное - полентони (страшное оскорбление для севера Италии). Но не хотел защищать родную Сицилию в далекой России.
Прошло несколько месяцев. Звонок. Микеле, я уже здесь, в Москве. (Слава богу, в гостинице). Приезжай скорее, едем к нашему другу.
Как, опять дуриком, без вдумчивой подготовки? Да он не один приехал, а с женщиной! Молодая совсем девица определенной, яркой внешности. Не итальянка, но сербка. А нашего Джино прямо распирало от гордости. Вот, старый старый, а песок не так уж и сыпется. Везде таскал ее с собой, она просто глупо улыбалась.
И вот манера нестандартно вести дела. Обсуждали, что мы хотим купить, набросали проект контракта. То ли не обманывали его раньше, то ли сербка голову вскружила, в общем, он подписал контракт на 141.000 долларов. Ладно подписал. Он еще и отправил товар на эту сумму. Без всяких предоплат! Как он смог стать миллионером? Как можно фактически первому встречному?
-Микеле, я хорошо разбираюсь в людях. Я по одному взгляду могу определить, что у него внутри. Интуиция - великое дело - говорил он.
И тут она его подвела. Правда, и он был не совсем чист. Привез кучу каталогов со своим логотипом и уверял, что он всего этого производитель. Мы были наивными и верили. Ну, не большой грех, товар-то был итальянским.
Итог первого и последнего контакта Россия-Италия был плачевным. Для Джино только. Он смог получить всего 35.000 долларов наличными разного достоинства. Даже мятыми. И плюнул. Единственное, что он смог сделать, написал заявление о мошенничестве и нашего бизнесмена новой формации перестали пускать в Европу.
Потом, когда я перезнакомился со всеми итальянскими производителями, узнал о Джино и некоторых особенностях его бизнеса. Он своим поставщикам тоже не отдал деньги. Меня же обманули, так что извините. Ну и скидку на возраст дали.
Не, ну как бизнес изменился. Каких-то каталогов наделал и все верят. Тогда и сайтов ведь не было. Даже стекольщики не знали названий производителей. На выставки не ездили. И получается, что сюда, в Россию, сначала ездили только маргинальные бизнесмены. А серьезные, успешные боялись, не считали нужным...