Найти тему
Русский мир.ru

Конструктор тяжелых бомбардировщиков

27 (15) июня 1891 года родился Владимир Михайлович Петляков, конструктор пикирующего бомбардировщика Пе-2

Отец будущего конструктора, Михаил Иванович, был родом из Павловского района Воронежской губернии, мать, Мария Евсеевна, — из Таганрога. Владимир родился в селе Самбек Таганрогского округа Области войска Донского. В 11 лет он поступил в Таганрогское среднее техническое училище (сейчас это Авиационный колледж имени Петлякова).

В 1911 году он поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Большое влияние на юношу оказали лекции Николая Жуковского по аэродинамике. Из-за материальных проблем семьи Петляков после первого курса вынужден был оставить учебу. Он работал в железнодорожных мастерских Таганрога, в горнорудной индустрии Донбасса, в аэродинамической лаборатории МВТУ.

Самолет АНТ-3 "Пролетарий" с крыльями бипланной конструкции В.М. Петлякова
Самолет АНТ-3 "Пролетарий" с крыльями бипланной конструкции В.М. Петлякова

В 1921 году Петляков вернулся к учебе в МВТУ, одновременно работал лаборантом в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Начальником Петлякова был авиаконструктор Андрей Туполев. Начинал Владимир Михайлович с конструирования глиссеров и аэросаней для армии. Более десяти лет Петляков возглавлял в ЦАГИ группу по конструированию крыльев для самолетов Туполева, а с 1932 года возглавил бригаду по разработке тяжелых самолетов.

Большой вклад Петляков внес в создание рекордных самолетов серии АНТ. В частности, он создал крылья с встроенными баками для АНТ-25, на этом самолете был совершен знаменитый перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США. Петляков работал над самолетом "Максим Горький", создал несколько тяжелых бомбардировщиков.

Экипаж АНТ-4 в США. Второй справа — В.М. Петляков
Экипаж АНТ-4 в США. Второй справа — В.М. Петляков

В 1937 году Туполева и Петлякова арестовали и обвинили во вредительстве. Полгода он провел в тюрьме, после чего был переведен в ОКБ НКВД. Петляков был освобожден в 1940-м, но полностью обвинения с него сняли только посмертно, в 1953 году.

Вершиной конструкторской деятельности Петлякова стало создание пикирующего бомбардировщика Пе-2. Машина стала основным фронтовым бомбардировщиком РККА в годы Великой Отечественной войны, этих самолетов всех модификаций было построено 11 430 единиц. Этот самолет стал также базой для испытаний ракетных ускорителей, главным конструктором которых был Сергей Королев.

Пикирующие бомбардировщики Пе-2 в полете над Карельским перешейком 8 июня 1944 года
Пикирующие бомбардировщики Пе-2 в полете над Карельским перешейком 8 июня 1944 года

Петляков — один из организаторов металлического самолетостроения в стране. В 1940 году он был назначен главным конструктором Московского авиационного завода № 39, годом позже возглавил конструкторское бюро на авиазаводе № 22 в Казани. Владимир Петляков погиб 12 января 1942 года. Самолет, следовавший из Казани в Москву, разбился. Авиаконструктор похоронен на Арском кладбище Казани.