Многие из вас хорошо знают и, наверняка, были в гостях у известного крымскотатарского коллекционера Айдера Халилова. Его дом-музей «Золаман», без преувеличения, можно назвать гордостью микрорайона Ак-Мечеть в Симферополе. Ведь в нем собраны тысячи самых разнообразных экспонатов, связанных, в первую очередь, с историей и культурой крымских татар.
Место, где все детали, как снаружи, так изнутри, имеют свою ценность. И, что самое невероятное, этот объект открыт для всех, кто хочет познакомиться с богатейшей коллекцией предметов. То, о чем когда-то в детстве мечтал Айдер агъа: построить дом, в котором каждый желающий смог бы прикоснуться к любой вещи. В середине июня 2023 года состоялось официальное открытие музея. Псмотреть, как это было, вы можете в видеорепортаже на канале ПРО КРЫМ / Zair Bakkal по ссылке. В этой публикации я хочу рассказать о большой коллекции картин в доме-музее, которая представляет настоящую галерею с уникальными работами известных авторов.
Дорогие сердцу работы
На сегодняшний день в музее собраны более ста работ различных крымских художников. Амет Устаев, Олег Грачёв, Евгений Рыман, Рамиз Нетовкин, Кязим Джеппаров, Олег Короткевич, Асан Бараш, Мамут Чурлу,Рамазан Усеинов, Халил Мемедляев, Александр Крапко, Ленур Велияев и другие. Только небольшая часть этих картин Айдер агъа досталась в качестве подарка, все остальные - он приобрел на собственные средства. При этом, когда у него появилась самая первая работа (автора Грачёва) в начале 2000-х, Айдер Халилов не предполагал, что это перерастет в настоящее увлечение на долгие годы, а позже – в нечто более серьезное.
Около десяти лет назад Халилов стал коллекционировать картины крымскотатарских художников. Год за годом, одна за другой – десять-двадцать-тридцать полотен… Постепенно их собралось такое количество, что хватило бы не на одну выставку. Сейчас в этой коллекции можно увидеть чудом сохранившуюся работу Амета Устаева «Кедай», написанную до трагедии 1944 года (ее подарила активистка национального движения Эльмира Байрам-Али), автопортрет легендарной певицы Сабрие Эреджеповой 1975 года, незаконченные произведения Кязима Джеппарова и многие другие ценные экспонаты. Из-за ограниченной площади не все картины висят на стенах. Но наиболее дорогие сердцу коллекционера работы нашли свое видное место в отдельных комнатах дома.
«У наших мастеров, к сожалению, нет постоянно действующей галереи или выставочного зала. Показы проводятся редко. Поэтому у меня появилась цель – собрать работы крымскотатарских художников в одном месте и чтобы каждый желающий мог прийти и посмотреть их. Через какое-то время они будут меняться, появляться новые – как в музее. Для меня это немаловажно», - делится Айдер агъа во время нашей экскурсии по галерее. Еще одна идея, по словам коллекционера, проводить выставки работ по случаю дня рождения или юбилея какого-либо художника.
К слову, Айдер Халилов и сам не прочь поработать с кистью и красками. В его небольшой мастерской есть все для этого. Немногие знают, но в молодости он учился в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года. Поэтому для меня лично стали приятной неожиданностью великолепные работы, написанные собеседником.
Коллекция Асана Бараша
Особое место в галерее Айдера Халилова занимают работы известного далеко за пределами полуострова художника-авангардиста Асана Бараша (Сейдаметова). Все они собраны в отдельном помещении на втором этаже. Это около двадцати произведений.
Во время нашей беседы Айдер агъа подходит к каждой картине, внимательно смотрит и делится своими эмоциями: «Как же они меня восхищают! Вы посмотрите, как Асан Бараш передает образы! Как на этой картине тянутся вверх руки! Как он это смог сделать!» По его словам, как-то молодой знакомый, увидев одну из работ Бараша, даже заплакал: «Вы представляете, насколько он смог прочувствовать эту картину».
Далее Айдер агъа акцентирует внимание на подборке портретов, которые совсем недавно появились в его коллекции. Однажды в мастерской Бараша побывала известный ученый, доктор искусствоведения, профессор Гузель Валеева-Сулейманова. «Когда она увидела эти многочисленные портреты, она восхитилась: «Асан, вам можно только одни портреты выставлять!» - вспоминает ту встречу Халилов.
«Мне важно, что изображено на картинах. И это не просто красивые пейзажи, а то, что волнует наш народ - его боль, тревога. Вот почему меня привлекают работы Асана Бараша», - рассказывает коллекционер.
Для самого Бараша было очень приятно узнать об инициативе Халилова организовать отдельный зал с работами художника. Особенно это важно в настоящее время, когда, по сути, нет возможности показать эти картины широкой публике.
Остается добавить, что коллекция Айдера Халилова постоянно пополняется новыми работами. Кто-то безвозмездно передает их в дар или на хранение в музей. С некоторыми художниками Халилов ведет переговоры о покупке картин. Он отмечает, что никогда не торгуется с мастерами, когда они называют стоимость произведения, так как «только художник знает эту цену и сколько труда он вложил».
«А я чувствую, что должен это делать – собирать картины. Как будто какой-то голос говорит мне об этом!» - подчеркивает Айдер агъа.
Посетить дому-музей и увидеть эти картины, а также множество различных экспонатов, можно по адресу: г. Симферополь, мкрн. Ак-Мечеть, ул. Амет-Хана Султана, 42. Предварительная запись осуществляется по телефону: + 7 978 801 89 55.