1K подписчиков

Дмитрий Четвергов: Музыка как профессия

3,9K прочитали
Дмитрий Четвергов, гитарист, композитор  Детство — это ключик ко всему, что я сейчас имею. Я вспоминаю себя в три года, когда я через маленький динамичек у бабушки в деревне слушаю музыку.

Дмитрий Четвергов, гитарист, композитор

Детство — это ключик ко всему, что я сейчас имею. Я вспоминаю себя в три года, когда я через маленький динамичек у бабушки в деревне слушаю музыку. И меня впечатлил Святослав Рихтер. Я еще не знал, кто это такой, но я мечтал быть пианистом. Не знаю, каким образом нажатием клавиш удалось образовать магию, которая помогла открыть трехлетнему ребенку уши.

И все-таки упросил к шести годам чтобы мне купили фортепиано. Я мечтал, что я сейчас сяду и сразу заиграю. Шел за грузчиками, которые тащили его на 12-й этаж. Все уже выстроились посмотреть, как я сейчас заиграю… И был такой облом! Я зарыдал, упал на это пианино.

И мама сказала: «Сынок, ты же понимаешь, что нужно работать», — и вот я начал работать, играть на фортепиано.

А гитара появилась позже, когда я услышал группу Beatles. Они меня сподвигли на то, чтобы я забросил фортепиано. Мне оставались последние экзамены в музыкальной школе, но я забросил фортепиано, хотя играл очень прилично. Я сейчас даже не могу так сыграть.

В общем, когда я услышал Beatles, все это забросил и стал заниматься гитарой, отрастил волосы, расклешил штаны...

Кстати, мою первую гитару я разбил. У бабушки в деревне нашел старую гитару, потресканную, с одной струной, начал что-то подделывать и в конце концов разбил. Так что это было задолго до вандализма Ричи Блэкмора и Джимми Хендрикса, когда они крушили свои инструменты. Конечно, это попсовый ход, я против таких вещей. На сцене нельзя этого делать, на сцене нужно показывать свое искусство, а не заниматься этими понтами.

Лень – помощник музыканта

Первые произведения играл по памяти. Лень в данной ситуации для талантливого человека - большой двигатель. Я запоминал произведения, я играл их не по нотам, а на слух. Сначала я выбирал, потом слушал, смотрел, потом шел домой и хотел повторить. В итоге приходил с невыученными уроками, получал нагоняй, но таким образом я научился на слух подбирать произведения, которые мне нравились. Потом уже изучил ноты. И это умение импровизировать, запоминать произведение, исполнять на слух привело меня к тому, что я стал сочинять. Это все из-за лени.

Знакомство с рок-музыкой

Первое, что пришло в СССР - журнал «Кругозор», в котором были первые песни. И были Beatles. Потом, конечно, были Rolling stones, мы узнали про Deep Purple и Led Zeppelin, но все равно первые были Битлы. Особенно «Белый альбом», в котором хиты на всю жизнь. Я исполняю многие произведения из этого альбома, там все уложилось — и рок-н-ролл как таковой, и слияние разных стилей. «Белый альбом» — квинтэссенция этой группы, вот почему Beatles.

К тому же, я ненавидел всю эту эстраду, которая была вокруг. Вся наша эстрада строилась на трех аккордах, и до сих пор строится. Три аккорда плюс квартоквинтовый круг. Эта основа легла в тренд отечественной русской «музыкальной культуры». Хотя «три аккорда» никто не отменял, они всегда были и у Бетховена, и у Моцарта. Первые три аккорда в основе любой музыки, рок-н-ролл и блюз тоже на трех аккордах — тоника, субдоминанта, доминанта, только где-то минорные, где-то септаккорды, где-то мажорные аккорды. Это везде, но в российской культуре особенно.

В середине 1970-х годов не было других источников «альтернативной» культуры, кроме «вражеских» голосов и привозных пластинок, которые покупались за бешеные деньги.

Самые яркие впечатления — это опять же «Белый альбом», и мой первый кумир — Святослав Рихтер.

Дмитрий Четвергов, гитарист, композитор  Детство — это ключик ко всему, что я сейчас имею. Я вспоминаю себя в три года, когда я через маленький динамичек у бабушки в деревне слушаю музыку.-2

Музыка как профессия

Музыка стала для меня делом жизни. Я не хотел образования, я просто хотел играть — на танцах, где угодно исполнять свою любимую музыку. В этот период мама сказала: «Ах, ты не хочешь учиться? Делай что хочешь». Я пошел работать, копить на гитару… Где я только не работал! У меня специальности слесаря, помощника по ткацкому производству, работал грузчиком, получил водительские права. По сути, две мои мечты исполнились: я стал музыкантом и стал водителем.

В армии я сначала попал в автобат, водил большие грузовики. Там же, в армии, были армейские ансамбли.

После армии, в 1982 году, с Сергеем Пенкиным попали в группу «Экипаж» Тюменской областной филармонии. Это получается, что уже больше 40 лет на профессиональной сцене. Тюменская областная филармония, потом Ростовская областная филармония, Осетинская филармония, Московская областная филармония - эти учреждения до времени, пока не разлетелся Союз, для музыкантов были основными местами работы, где мы могли зарабатывать легитимным образом деньги.

Потом пошли центры досуга, все начало разваливаться, появился «Ласковый май», и заработала «шоу-индустрия на трех блатных аккордах».

До 2005 года, до второго своего альбома, я был в разных коллективах. Это и Николай Носков, когда он решил делать свою сольную карьеру, приехал в Россию, и я ему помогал 7 лет.

Группа «Дюна» не обошла стороной. «Дюна» — это поп-роковый коллектив, мы с Сережей Катиным, басистом из группы «Арсенал», решили создать коллектив, но у нас долго не было названия. Мы все сделали, каждый выписывал какие-то названия, мы их обсуждали, но не могли назваться, а нужно уже было ехать на гастроли. И Витя Рыбин говорит: «Задолбали уже, вторая неделя пошла, я деньги вложил, надо же афишу оформлять». Что делать? Не решили, группа разваливалась на глазах, и Витя сказал: «Так, все, я вчера посмотрел фильм, называется «Дюна», будем называться «Дюной».

Сережа после очередной попойки сел за фортепиано, и первая песня — «я не знаю круче слова, кроме Мальборо и клево». А вторая песня была «Лимония». Все это было снято на VHS. Весь наш творческий коллектив в лице техников, грузчиков похватал гитары, потому что группа разваливалась. Кто-то метлу вместо гитары взял… И сняли первый клип, кстати, очень креативный. Вот так родилась группа «Дюна». Но потом окончательно развалилась, хотя мы до сих пор дружим.

Последний поп-коллектив, в который я пришел, это группа «Алсу», когда меня попросили Ралиф Сафин с продюсером Валерием Белоцерковским поддержать дочку. Мы работали только живьем. Вадим Байков, Саша Шевченко —первые авторы Алсу, которые написали песню - все матерые музыканты. Был большой коллектив, на сцене было до 15 человек, серьезная работа. Поездка в Швецию на ее первое выступление, где она, по сути, заняла первое место, потому что первое место в 2002 году заняли какие-то нидерландцы. Но потом выяснилось, что они использовали автотюн, и она, занявшая второе место, становилась первым местом. Все равно это было честно сделано, хотя многие говорили, что Ралиф Европе проплатил. Мы все вместе — наша группа, Русское радио, Европа Плюс, Лещенко, Винокур - мы все поддерживали Алсу, папа так нервничал, что вся рубашка была мокрая. Причем Алсу вышла на первое выступление как-то хиленько, а когда уже на финальное выступление, мы были в шоке!

Мы до сих пор дружим, потрясающая певица, у меня с ней есть песня как автора. Красота, обаяние и поддержка отца (рекламный пакет Лукойла на федеральных каналах) — конечно, она стала звездой.

И это был последний коллектив, после которого я решил, что буду заниматься сам собой.

Если ты «обслуживаешь» звезду, находишься в коллаборации с шоу-бизнесом, ты работаешь в проекте, получаешь гонорар, ты никогда себе не можешь сказать конкретно — «я должен это сделать». Если ты берешь на себя ответственность перед самим собой — «я должен это сделать, потому что это мое», я для себя буду это делать, здесь все просто: все, что ты делаешь, ты должен решать сам.

Помимо своих проектов, мне повезло поработать с Алексеем Рыбниковым, Эдуардом Артемьевым, Джо Сатриани, Гленном Хьюзом. И не только.

О современной «молодёжной» музыке

Моей дочери сейчас 15 лет. До 7 лет, когда мы садились в машину, если ехали одни, без супруги, бабушек и дедушек, включали на полную катушку рок-н-ролл, классику рока. После 7 лет появился уже Джастин Бибер, через него я узнал, что есть Шон Мендес, канадский певец.

Ладно, время идет… Когда появилась Бузова, я стал «напрягаться». ,Хотя в ней тоже ничего плохого нет, она прекрасная ведущая. Девчонка представляет себя такой, какая она есть: «Ну да, я тупая»… Но сама делает свои дела, опять же, она работяга. Но она же поет так себе.

Я говорю — послушай Юлю Началову, Ларису Долину, если хочешь на русском языке, это хотя бы уровень. Она для себя открыла Долину, потом Долина меня пригласила на свой юбилейный концерт, дочь слушала.

Когда появился Шнур, я совсем напрягся. Это же школьная среда, и мат…

Говорю: «Дочь, на сцену нельзя выносить ничего пошлого, тем более маты», — мат же определенный инструмент, усиляющий в экстремальные моменты, и то только отдельные фразы могут быть.

Я скажу, что Сережа Шнуров - предатель, потому что он предал отечественную культуру тем, что он вытащил на сцену мат. При всем уважении к его таланту. Лужков был прав, когда говорил, что «пока я живой, я его не пущу в Москву».

Не надо было это развивать, «пятая колонна» как раз на этом и работает, чтобы вытащить пошлость, оболванить народ, и так оболваненный. Этого нельзя делать. Артист, который выходит на сцену, должен отвечать за каждое слово, ноту и свое поведение.

Я думал, хуже не будет. Но хуже стало, появился OG Buda с матом. Чтобы быть ближе к подросткам 13 лет, я ходил на эти концерты, и когда стоит трехтысячный зал, 1500 девчонок 13-15-17 лет, и вместе с ним этот трехэтажный мат фигачат, всю песню наизусть…

Он из компании тюменских рэперов, которые пришли сюда через Федука. Я же влез во все это и начал изучать, это сын уголовника, которого убили в Тюмени, он уехал с мамой в Будапешт, почему и Buda, там он познакомился с Федуком в каком-то колледже, и Федук перетащил его в Москву.

Но в этой компании еще оказался Майот, потрясающий пацан. Певец так себе, но он раньше играл в рок-группе, знает, что такое аккорды, даже есть своего рода поэзия:

Ты мое море,
И в тебе захлебнулось сейчас мое сердце,
Под шум волны перестало биться,
Где-то в глубинах остановилось.
Ты мое море,
И я не смогу без тебя, как рыба,
Как каждому сплифу нужна жига.

И в этом есть гармония, смысл, романтика. Есть скрытая пропаганда в рэпах, но если нет мата, то уже можно рассмотреть.

Дмитрий Четвергов, гитарист, композитор  Детство — это ключик ко всему, что я сейчас имею. Я вспоминаю себя в три года, когда я через маленький динамичек у бабушки в деревне слушаю музыку.-3

Я не прощаю…

Лицемерие и предательство. Начинается все с лицемерия, заканчивается предательством, потому что радушная улыбка и удар в спину может быть моментально.

Нет идеальных людей. Жизнь заставляет выкручиваться, какую-то дорожку искать. Я для себя такой алгоритм вывел с годами — если ты умеешь договориться сам собой (а есть в нас бес, который уводит в сторону), ты еще должен проанализировать свое поведение. Если ты что-то сделал и ищешь оправдание своим поступкам — кто-то виноват, но ни в коем случае не я... Если вдруг человек в определенный момент себе не сможет это сказать честно — я не прав, Господи, прости, я так не буду делать, если человек не сделал за свои года этого самого главного открытия, не смог с собой договориться и не назначил сам себя судьей своих поступков, действий, тогда и возникают всякие отмазки, любовь к себе, эгоизм. Это не дает сделать дальнейшее движение, прекратить врать, лицемерить, предавать, идти по неправильному пути.

Что нужно для успеха?

Каждый день бывают моменты, когда ты должен найти в себе силы ответить — должно быть именно так. Ты должен побеждать того беса бездеятельности, который сидит в тебе. И мы должны к этому идти сами.

Сказал — делай до конца. Если ты берешь на себя ответственность, тогда ты не имеешь права просто пролежать, пробухать, тогда сразу закажи место на кладбище.

«Успешный человек» — понятие философское. В плане договоренности с самим собой успех большой, я научился договариваться с самим собой. Я знаю, что где-то не успел и не получил успеха из-за гордыни, которая в нас есть. Начинаем с себя, ничего нового мы тут не откроем. Только сам человек может себе сказать — правильно он идет или нет.

Прежде всего - заниматься любимым делом несмотря ни на что, безо всякого расчета на то, что мы за это что-то получим. Успех, слава и деньги найдут тебя, если ты будешь своему делу всецело отдаваться.

И не замыкаться в самом себе. Надо с людьми общаться. Время тяжелое, и сейчас все мыслящие, талантливые люди должны объединяться и двигаться в направлении укрепления нас самих. И страны в целом, потому что мы здесь живем.

По материалам программы «Цена успеха» на Радио Медиаметрикс

Дмитрий Четвергов, гитарист, композитор  Детство — это ключик ко всему, что я сейчас имею. Я вспоминаю себя в три года, когда я через маленький динамичек у бабушки в деревне слушаю музыку.-4