Функция свечей зажигания – поджигание топливовоздушной смеси в бензиновых моторах. После выработки ресурса они подлежат замене. Перед приобретением новых свечей полезно ознакомиться с их разновидностями, характеристиками, маркировкой.
Размеры
Размеры свечи определяют ее совместимость с мотором. К размерам, на которые следует обратить внимание относятся:
• Диаметр резьбы – от 8 до 18 мм. Чаще всего резьба имеет диаметр 14 мм.
• Длина нарезки резьбы – короткие свечи с длиной резьбы 12 мм устанавливают на мотоциклах и машинах, произведенных в СНГ, средние – 19 мм применяются на иномарках и некоторых отечественных моделях, длинные – 25 мм предназначены для форсированных двигателей.
• Размер под ключ – 13, 16, 21, 25 мм. Больше всего распространены свечи под ключи 16 и 21 мм.
Конструктивные особенности
По количеству боковых электродов свечи подразделяют на одно и многоэлектродные. Многоэлектродные свечи зажигания отличаются стабильностью работы, долговечностью. Их применение уменьшает токсичность выхлопа и расход топлива, но такие свечи стоят дорого и не подходят к моторам, для которых предусмотрена установка одноэлектродных свечей.
Центральные электроды недорогих свечей изготавливают из меди, стали, цинка, никеля. Они обладают неплохими характеристиками, но из-за большого диаметра электрода склонны к заливанию – к ним могут подвешиваться капли горючего. Пробег до замены – до 30000 км.
Сверхтонкие электроды изготавливают из серебра, платины, иридия. Применение благородных металлов позволяет исключить заливание свечей, облегчить запуск двигателя зимой, уменьшить расход бензина и токсичность выхлопа. Пробег до замены иридиевых свечей достигает 50000 км, платиновых = 100000 км, но и цена соответствует характеристикам.
По способу уплотнения различают свечи с конусным уплотнением и плоским сжимаемым кольцом.
Характеристики
К основным параметрам свечей зажигания относятся калильное число и искровой зазор. Расстояние между электродами для карбюраторных двигателей составляет 0,7 – 0,85 мм, для инжекторных – от 1 до 1,13 мм. С увеличением искрового промежутка возрастает воспламеняемость топливовоздушной смеси, но увеличиваются расход горючего и объем токсичных газов. Уменьшение зазора приводит к заливанию свечей.
Калильное число дает представление о давлении в цилиндре, при котором смесь воспламеняет не искра, а накаленная поверхность свечи. Единой методики для измерения калильного числа нет – многие производители пользуется своими шкалами. По российскому ГОСТу калильные числа могут иметь значения от 8 до 26.
• Горячим свечам присвоены калильные числа от 11 до 17. Их применяют в моторах с небольшой степенью сжатия, потребляющих низкооктановый бензин.
• Средние свечи с числами 17 – 19 применяются в большинстве современных автомобилей.
• Холодные свечи (калильные числа 20 и выше) предназначены для форсированных двигателей, но быстро выходят из строя в обычных моторах.
Маркировка
Российская маркировка расшифровывается следующим образом:
• Первая буква – диаметр резьбы (М —М18×1,5, А - М14×1,25).
• Вторая буква – форма резьбы (отсутствие буквы – плоская, К – коническая).
• Третья буква – размер ключа (М – 19 мм, У – 16 мм, отсутствие буквы – 21 мм).
• Калильное число – кодируется цифрами.
• Четвертая буква – длина нарезки резьбы (Д – 19 мм, отсутствие буквы – 9,5 или 12,7 мм).
• Пятая буква – наличие теплового конуса изолятора (В – есть, отсутствие буквы – нет).
• Шестая буква – наличие резистора (Р – есть, отсутствие буквы – нет).
• Седьмая буква – материал центрального электрода (отсутствие буквы – никель, М – медь).
• Цифры в конце маркировки – конструктивные особенности.
За рубежом распространена маркировка NGK.
Купить свечи зажигания можно в нашем интернет магазине https://mysakura.ru/catalog/svecha_zajiganiya