В томскую школу из Тимирязево мне надо было ехать с пересадкой. Сначала на 120-м автобусе до «Главпочтамта», потом на 4-м троллейбусе три остановки до школы. Другой дороги на тот момент я не знал, как и самого Томска. И надо же было такому случиться, что в первый же день в новой школе сломался 120-й автобус. Причем сломался он на мосту через реку, то есть даже не в городе. Ждать следующий автобус было бессмысленно, так как все они в то время ходили переполненные. все равно бы не влез в него. Вот я и пошел пешком следом за другими пассажирами.
Шел долго и именно по тому маршруту, который знал. Это позже я узнал, что можно было сократить и пройти напрямую о школы. Было бы даже быстрее, чем идти до «Главпочтамта» и оттуда на троллейбусе ехать. Получилось, что хотел приехать пораньше в первый день, а в итоге опоздал минут на 15. Уроки уже шли, но деваться некуда. Я постучал в дверь нужного кабинета и открыл ее:
– Здравствуйте, это одиннадцатый «Б»?
– Да, – ответила учительница.
– Вы не отвлекайтесь, я новенький - сказал я , вызвав смех в классе.
После этого прошел на единственное незанятое место и урок продолжился. Это был урок истории, которая мне всегда нравилась. Затем были другие занятия, а последней в мой первый день учебы в новой школе была алгебра. Учитель после небольшого введения в начале занятия дала писать контрольную работу. Какая именно была тема, я уже не помню, но я точно это уже проходил раньше в своей казахстанской школе. Поэтому решил всё минут за 15 и спросил:
– А если все решил, можно пойти домой?
– Хорошо, иди, – сказала учительница.
Весь класс при этом удивленно посмотрел в мою сторону.
На следующем уроке по алгебре были названы оценки за контрольную работу. Мне поставили четверку, хотя я был уверен, что все решил правильно. Но мало ли, вдруг ошибаюсь. Поэтому попросил учителя объяснить, где именно у меня была ошибка:
– Светлана Куприяновна, какая у меня ошибка, почему четыре за контрольную?
– Ты из Казахстана, значит больше чем на три не знаешь, – резко ответила учительница.
Я даже потерял дар речи на какое-то время после такого ответа. Что я мог на это сказать? И затем пятерки по математике мне практически не ставили, были только тройки или четверки, хотя я отлично знал предмет!
Если учитель по математике «кошмарила» только меня, то физичка так относилась ко всем ученикам. Ее любимой поговоркой было, что на пять знает только она и Бог. Здесь я за первую контрольную получил тройку, хотя она была решена правильно. И на физике я тоже попытался выяснить причину такой низкой оценки:
– Галина Владимировна, объясните пожалуйста, где у меня ошибка в решении задачи? Я несколько раз перепроверил, здесь все правильно!
– Иди отсюда, а то вообще двойку поставлю!
Я вновь не смог найти, что ответить. Самое интересное, что контрольные от городского отдела образования оценивались объективно. и по ним у меня были пятерки. Но такие контрольные были раз в четверть и не особо влияли на итоговую оценку...
При этом большинство учеников в классе были с минимальными знаниями, то есть общий уровень образованности в этом классе был невысоким. В сравнении с моим казахстанским классом он сильно уступал.
И учитель по физике, и преподаватель математики были опытными специалистами пенсионного возраста. То есть это были учителя из старой советской системы. О причинах такого их поведения оставалось только догадываться. Но уже после первой недели в новой школе я понял, что про золотую медаль можно забыть. Здесь хотя бы без троек получить аттестат, уже было бы за счастье. Может быть, надо было остаться учиться в Тимирязево? Но что уже теперь поделаешь, не обратно же возвращаться.