Было это очень давно, где-то там, в прошлой жизни детства, которую романтизирует и вспоминает сознание взрослого человека. История непростая с поучительным подтекстом, жизненная, как, впрочем, все яркие истории моего детства и юности. И так, поехали (или погнали, как любят сейчас говорить молодёжь).
Так вот, у меня были, как и у всех пацанов в детстве, друзья, но! Но необычность была в том, что это были три Андрея: Андрей Хожеев, Андрей Секрет, Андрей Куренной. Как и все дети, мы то сходились, то расходились, то гуляли вместе, то ругались и ссорились из-за пустяков, которые были для нас вовсе не пустяками. Я уже не помню точно, какое это было быстротечное Колымское лето, или даже лучше сказать, поздняя весна. Вроде, это был конец мая, начало июня. Тогда погода стояла жаркая для наших мест. И, как обычно на каникулах, мы болтались по посёлку в поисках приключений, которых можно было найти много, если этого только захотеть."
И вот кто-то из пацанов предложил: "А пойдёмте на Каральское озеро" (рис. 1, рис. 2), которое располагалось на краю посёлка и было очень интересным местом для прогулок. Это место было для нас знакомое, так как мы зимой с классом ходили кататься на лыжах на уроках физкультуры. Озеро было вытянуто между сопками и походило на неправильную смятую инфузорию туфельку с каплевидным окончанием.
С одного конца была довольно крутая горка, которая спускалась к воде. Мы на ней зимой весело гоняли на санках, лыжах, картонках и ногах. Внизу, под спуском был большой накатанный трамплин. На другом конце озера, до которого идти почти один километр по берегу, находилось строение мы его всегда называли "водокачка". Причем, сколько я помню, она была заброшена и к тому времени уже не работала. Как и всех пацанов, нас манили такие места. Они представляли для нас неподдельный интерес, с которым мы лазили, как исследователи, и изучали всё новое и любопытное.
Настроение у нас было отличное. Учеба закончилась, впереди трехмесячные каникулы, топать туда километра полтора-два из посёлка. И мы вчетвером с легкостью отправились в путь.
Дошли до озера, спустились под горку и пошли по тропинке вдоль берега. Особенность северного озера была в том, что оно торфяное. Берег был настолько крутой, и в некоторых местах близость тропинки к воде была очень опасная. Глубина, была такой, что, вступив шаг, сразу уйдешь с головой под воду.
Мы прошли все повороты и препятствия в виде корней и веток. Тропинка была сложная, но мы вчетвером успешно дошли до другого конца озера и увидели строение водокачки. Массивная железная дверь была полуоткрыта, замка на ней не было.
Цель, казалось бы, достигнута. И вот тут-то и начинается самое интересное в этом рассказе. Оглядевшись по сторонам, мы вошли внутрь водокачки. Помещение, которое представляло из себя типичную заброшку, с железными трубами разного диаметра, соединёнными между собой чугунными задвижками. Кое-где трубы были срезаны газовым резаком, и обрезки валялись вместе с огарками металла на полу.
В углу, лежал он, виновник этого рассказа – металлической баллон голубого цвета. Тогда для нас, ещё был огромный и тяжёлый по своим габаритам и весу (примечание: вес пустого кислородного баллона составляет 67 кг.). Мы все начали осматривать его с разных сторон, пытаясь откатить в другое место. Я сразу понял, что это за баллон и что находится внутри него, потому что у меня был еще один друг Матвей, мама которого работала на кислородной станции. Она заправляла кислород в баллоны для больницы, и мы с ним иногда приходили к ней на работу, наблюдая за процессом собирания кислорода в эти голубые баллоны.
Увидев этот баллон, лежащий на полу, мои мысли забегали, и сознание взыграло на предмет того, что сейчас можно будет хвастануть перед пацанами знаниями, которых у них еще нет, тем самым повысить свой авторитет в нашей компании. Ведь они учились на один год младше меня, а значит у них еще не было урока химии (Рис.3 "Неорганическая химия" Ходаков, Эпштейн, Глоризов, 1986), и они понятия не имели о том, что такое кислород и его свойства.
"Пацаны, знаете, что там внутри?" - сказал я с умным видом, поставив свою ногу на лежащий баллон, сверху и сделал паузу. Немного подождав многозначительно протягивая букву "О" – сказал "кислорОд". Они смотрели на меня не мигающим, удивленным взглядом, что-то, внутри может быть кроме сжатого воздуха?
"А я им говорю, что там внутри кислород". Это слово было для них новое и дальше то ли Андрей Секрет, то ли Андрей Хожеев спросили протяжно: "что о, о, о?" А я опять с глубокой многозначительностью в голосе повторяю, что в баллоне газ, и называется он кислород. И тут Сережу понесло, из меня пошла вся информация, которую я получил на уроках химии и даже больше. Что его молярная масса составляет 32, и он тяжелее воздуха, у которого молярная масса 28. Он в сжатом виде имеет голубовато-зелёный цвет, а тлеющие предметы, погружаемые в него, вспыхивают. Все это сопровождалось эмоциональным тоном в голосе, жестикуляцией руками и мимикой лица для усиления эффекта. Когда моя пятиминутная тирада была окончена, с важным лицом я предложил всем: "А хотите проверить то, что я вам сейчас сказал?"
Вижу, как на меня смотрят три пары глаз, которые пытаются осмыслить все, что я сказал. Но им это не удается, так как они учатся в шестом классе, и учителя еще не рассказывали и не проводили опыты с кислородом. Осмысление происходит медленно. Первым высказался Секрет, который сразу сказал: "Что ты тут рассказываешь, в баллоне просто воздух. Ты несешь ерунду." Затем я обратился к Хажиеву и спросил: "Андрюха, ты то хоть понял, что я сказал?" Он ответил: "Да знаем мы там никакого кислорода нет, только воздух." Осталась последняя надежда на моего близкого друга Куринного Андрея, он то точно за меня будет подумал я. " Андрюха а ты, что думаешь?" Куринной сразу поддержал мое мнение и согласился, что в баллоне находится кислород под высоким давлением. Я подумал: "Класс, хотя бы один друг согласился с моими аргументами и признал факт наличия кислорода в баллоне." Со временем у друзей сомнения стали нарастать еще больше, и пацаны начали задавать мне разные вопросы по теме и не по теме даже с подковырками. Я сначала отвечал на все вопросы, но напряжение нарастало и уже сам начал нервничать и повышать тон. Тогда мне пришла в голову мысль провести опыт, как в учебнике, то есть поместить горящую лучину в ёмкость с кислородом, которая должна ярко вспыхнуть и загореться. Как мне казалось все вопросы, и сомнения сразу бы отпали, что после такого яркого опыта все всё увидят и поверят, что в баллоне находится кислород. Как говорится, "тьма невежества отступит, а разум истины восторжествует", наличие кислорода будет подтверждено наглядным опытом. А мой авторитет пойдет в верх.
Но не тут-то было. Для того, чтобы сделать опыт, я начал искать предметы, которые помогут безупречно воспроизвести его, так как описано в учебнике для седьмого класса.
Сначала я нашел маленькую консервную банку. Попросил пацанов повернуть баллон отверстием вниз, но вентиль, который открывал баллон, заело и он не проворачивался, чтобы пустить поток газа. Не помню, что мы делали, и какие усилия приняли, но все-таки нам удалось открыть, его и поток сжатого кислорода хлынул из баллона наружу с громким шипением. Я набрал его в консервную банку, поставил её на обрезке трубы и стал поджигать спичку, комментируя каждый свой шаг. Затем потушил спичку и погрузил тлеющую часть, которая не горела, в емкость с кислородом при всех. И о чудо, тлеющая спичка вспыхнула. Пацаны, видя это, не удивились, что немного шокировало меня. Я их спросил: "Ну, что видели?" – "Спичка вспыхнула", - так недоверчиво ответили они. "Это ты сам на нее дунул, и она загорелась". Я был в шоке это слабо сказано. Как так, говорю, вы же видели, что я погрузил тлеющую спичку в банку, и она вспыхнула. Как я мог на нее дуть? Вы чо?
Пацаны тоже сидели и смотрели на меня с недоумением. Тут уже Куринной засомневался, от чего я еще больше стал психовать. "Как так?" - говорю я, "Вы же только что опыт видели. Давайте еще раз повторим." Я взял опять банку, набрал в нее кислород и повторил весь процесс еще раз. Но когда я это делал, спичка не загорелась с первого раза. И пацаны это приняли так, что в банке обыкновенный воздух, а кислорода нет. Я еще раз им рассказал, что кислород тяжелее воздуха и что он должен набираться в банку и оставаться в ней, как вода. Сомнение пацанов накрыло полностью. Куринной окончательно перешел на сторону остальных, и я остался в одиночестве на стороне знаний по химии, удрученный тем, что блеснуть не удалось. Стал приводить кучу доводов, показывать еще раз опыт, который наконец-то получился идеально, и тлеющая спичка, а затем бумага вспыхивала в банке. Что бы увеличить масштаб опыта нашлась трехлитровая стеклянная банка с которой были проделаны те же самые манипуляции что и с консервной банкой несколько раз в конце тлеющая лучина или спичка загорались у всех на глазах. Но было все напрасно. Никто мне уже не верил.
Далее я воспользовался психологическими методами и стал убеждать Куринного, который колебался, склониться на свою сторону. Хоть один подумал я будет на моей стороне что бы не стать посмешищем. Он колебался и в конце концов признал, что в баллоне сжатый воздух и никакого кислорода там нет. Это был крах для меня. Мой план блеснуть знаниями и завоевать авторитет провалился. Мы все поругались между собой. Я психанул, разбил стеклянную трехлитровую банку, об бетонный пол водокачки. Сказал, что они все тупые и нихрена не понимают в химии и не верят своим глазам. Затем мы все вышли из помещения мрачные, разругавшиеся и далее разошлись тропинкой по домам. Нашей дружбе, как казалось тогда, был конец. Но впереди у пацанов был 7-й класс уроки химии и их ждал учебник химии Рис.3 с опытами про кислород и его свойства...
20 июня 2023 года.