Спецпроект DEITA.RU «СВО: Какими будут войны будущего»: Чьи танки лучше. Эксперт – Сергей Болсуновский, полковник в отставке, выпускник Благовещенского высшего танкового командного Краснознамённого училища и Академии Бронетанковых войск, участник боевых действий в Таджикистане и Чеченской Республике, награжден государственными наградами - медалью «За боевые заслуги» и медалью Суворова.
«Корова» или «икона стиля»?
Широко декларируемые Западом преимущества «Леопардов» разбились о жестокую реальность недавнего «контрнаступа» украинских войск. В считанные дни уничтожена едва ли не пятая часть западных поставок на Украину – горят «бубновые», как говорилось в одном советском фильме.
И они поражены не огнем наших танков. Но предположим, что в украинской степи во встречном сражении, как под Прохоровкой, навстречу друг другу двигаются танки. И что? Ответ однозначный: шансов у «Леопардов» нет.
Во-первых, наши танки имеют возможность поражать танки противника управляемой ракетой с расстояния 5 километров. А «Леопарды» - в лучшем случае с 3,5 км кумулятивным снарядом, и примерно с 2 км-подкалиберным.
Во-вторых, вероятность поражения: немецкий танк просто огромен: высота 2,8 метра, ширина 3,6. То есть в прицеле появляется, как говорят наши танкисты – «корова», по ней трудно не попасть. А в прицеле «Леопарда» наш танк намного миниатюрнее, и высота всего 2 метра с небольшим, броневые листы композитной брони расположены под острым углом, что способствует рикошету.
Габариты немецкого танка настолько внушительны, что попытка защитить его со всех сторон приличной броней привела к увеличению веса до запредельных 55-65 тонн. Получился «шоссейный» танк. Широко разошлись в сети утонувшие в черноземе танки. Так что механикам-водителям «Лео» и уже и в голову не придет маневрировать на поле боя - только по проверенному маршруту.
Нашим инженерам не было разрешено, еще со «сталинских» ТТЗ, увеличивать размеры танка. Ширина определяется и ограничена возможностью перевозки по железной дороге. Наш танк 3,3 метра, и то при погрузке на платформу часть гусеницы свисает с платформы.
Высота нашего танка 2 метра. Почему не 3? Просто вероятность поражения 3х метровой махины намного выше. И цена этого преимущества – уцелевшие наши экипажи, и при этом пораженные цели противника.
Следующий «плюс» «Иконы» - 4 члена экипажа. У нас 3.
Заряжание в Леопарде, да и практически любом западном танке производит заряжающий. Ему нужно «жизненное пространство». Расстояние от пола боевого отделения до «потолка» башни – 1,4-1,65 метра, если заряжающий не карлик, работает он в «трипогибели». Не уставший и физически сильный боец сможет какое-то время заряжать быстрее нашего автомата, но есть много «но». Например, контузия. Как отметил как-то легендарный комбат Александр Ходаковский, после попадания в танк снаряда, даже осколочного, экипаж небоеспособен.
Второе «но» - вес снаряда. Переход на калибр 125 мм нашего танкового орудия привел к раздельному заряжанию. Опыт использования САУ «зверобоев» в Великой Отечественной войне показал, что наряду с невероятной мощью снаряда 122, и 152 мм, скорострельность 1-2 выстрела в минуту - совершенно недопустима в бою, особенно если противник за это время делает 6-7 выстрелов.
И вот на Т-64 и Т-80 появился механизм заряжания, а на Т-72 и его модификациях и, конечно, Т-90 – автомат заряжания.
Основных недостатка механизма у Т-64 и Т-80 (Т-64 стоит на вооружении Украины) два: нет прохода между боевым отделением и отделением управления, для этого нужно снять секцию и заряд (это может быть жизненно важно, в случае необходимости покинуть танк через люк в днище, или эвакуировать наглухо отделенного механика водителя); ну, и вероятность детонации БК, от пробития борта, например, намного выше, чем у танка с автоматом заряжания - командир и наводчик танка Т-64 находятся внутри «порохового погреба»- в отличие от Т-72 , (и Т-90, конечно), где снаряд и заряд находятся в конвейере под поликом боевого отделения. Украм не повезло, в конвейере снаряды расположены горизонтально, а заряды с порохом – расположены вертикально, и «хороводят» вокруг командира и наводчика, и к механику не дают «пройти».
Фетишем - преимуществом на Западе считается и возможность замены двигателя в сборе с трансмиссией танка «Леопард» за 30 минут, прямо на поле боя, а у нашего танка – 6 часов. Не понимают у нас важность этого показателя? Почему даже в новейших танках нет такой опции? Или уже и есть, и это секретные сведения?
Причина в компоновке, очень плотной на нашем танке. Конструкторам не позволили расшить силовое отделение. Нет опции, значит нецелесообразно. Почему? Потому что. Точка.
Но что-то в ходе СВО, басни о том, что силовой блок «кошки» можно поменять прямо на поле боя, как-то поутихли, а «разговоры» о том, что танки для ремонта нужно вывозить в западные страны, все чаще «проскакивают». А что случилось?
Правильно, для ремонта нужно мощное ремонтное подразделение с запасом этих силовых блоков, и, кроме этого, поврежденный танк нужно эвакуировать с поля боя - 60 тонн... Как это сделать по шоссе, еще понятно. А с поля? Чернозем, болотистая низина, глинозем (если дойдем до Полесья…).
Вот у наших танкистов такой проблемы нет. Честно. Когда служил на Т-80, убедился сам. Т-80 (и Т-90) способен тащить «собрата» - такой же танк Т-80, волоком. Это секрет, видимо, разработчиков наших гусениц. А Т-72 ...
Как-то в ходе внезапной проверки боевой готовности танкового полка в 1985 году, на Украине, Маршалом Советского Союза Куликовым, при отражении «противника», по «вводной», мы посадили в болоте на ровенском учебном центре половину полка танков Т-72. Полк, не зная местности, развернулся в боевую линию и ушел в трясину. Сами посадили, сами вытащили. Один-два танка в сцепку и готово. По крайней мере, в моей роте БТС не понадобился, а этот тягач, если надо, с его 200-метровой лебедкой вытаскивает из болота танк, как игрушку.
И кто там собирался на «Лео» на Украине воевать? Не забудьте опыт ВОВ - в «восточные» гусеницы переобуться, а то и в «болотоходные».
Силовая установка
Двигатель 1500 лошадиных сил понадобился для перемещения 65 тонной махины. Наши 1200 лошадиных сил сопоставимы по энерговооруженности с танками противника (потому что наш танк легче), а вот размер силового отделения «Леопарда» (и любого западного) сильно больше.
Сравнивать мощности, конечно, некорректно. Современный дизель выдает даже 100 лошадиных сил с литра рабочего объема.
Давайте считать. Рабочий объем нашего - 38 литров. Конструкция - гениальная, еще в 30-е годы прошлого столетия верхний распредвал, вернее два распредвала и четыре клапана на цилиндр. На Т-34 снимали 500 лошадиных сил, на КВ- 600. Понадобилось 840 – сняли 840, понадобилось 1200 - сняли 1200. И есть запас, разогнать и выше, хоть 2000, ставь турбонагнетатель, интеркулер. Не хватит - механический нагнетатель. Конструкция двигателя V-2 имеет огромный ресурс для повышения мощности. Сегодня сотни умельцев разгоняют двухлитровые Ниссаны и Тойоты до 400-600 лошадиных сил.
Трансмиссия
Коротко. У «Леопарда» гидромеханическая, переваривает 1500 лошадей, но «съедает» процентов 10 или даже больше мощности. А значит, танк теряет 150-200 лошадей, а еще нужен очень мощный радиатор для охлаждения жидкости.
В нашем танке стоят две бортовые коробки, на Западе с ними знакомы. Танки Т-72 до недавних пор были на вооружении НАТО, в странах восточного блока. Вот эти две, по сравнению с зарубежными, миниатюрные «коробочки» помогают нашему механику-водителю управлять почти 50-тонной махиной, как игрушкой. Семь передач, при необходимости повернуть в соответствующей коробке включается передача на одну ступень ниже.
В общем, наша превосходит западную. Хотя бы потому что габариты силового отделения российского танка кратко меньше западного, а уж управление сейчас похоже на компьютерную игру. Нет, усилие на рычагах осталось, чтобы механик-водитель ощущал, что он управляет многотонной машиной.
Броневая защита
Броню совершенствуем и мы, и западные соперники. Когда появляется средство для поражения, тут же разрабатываются новые способы защиты от него.
Катаная броня при пробитии давала много осколков, они поражали и экипаж, и боекомплект. Потом – двухслойная: внешний «слой» - прочная броня, внутренний - вязкая, не дающая осколков. Следующим этапом развития стала установка композитной брони, способной не только противостоять пробитию бронебойным снарядом, но и рассеять кумулятивную струю.
Но важнее – не допустить пробития. Анализ пробития брони танков в ходе войны в Ираке и Сирии показывает, что применение против танков высокоточного оружия растет, и доходит до 60 процентов. Растет и частота поражения с боковых и тыльных проекций. Вот только боковая броня, корма и кормовой отсек башни с боеприпасами поражается обычно совсем не высокоточным РПГ-7. «Хит» последних лет - беспилотник сбрасывает обычную гранату и поражает самую слабо бронированную верхнюю часть силового отделения. Да и в люк попадает, а дрон-камикадзе и вовсе может выбирать точку поражения, хоть между катками влететь.
И вот мы видим самодельные экраны над танками. Очевидно, очередным этапом развития средств защиты будет оборудование техники экранами, не только защищающими от ударов сверху, но и вводящими в заблуждение противника так, что и танк дрону покажется ГАЗ-66-м, и наоборот.
Наши танки защищены лучше. Они оборудованы динамической защитой – такие «коробочки»- блоки ДЗ на броне. И это не просто защита от обычных кумулятивных снарядов, а против тандемных. Тандемный кумулятивный снаряд сначала инициирует подрыв защиты, а следующий, основной, пробивает, пробивал вернее, до появления защиты и против тандемных. И эта динамическая защита - «ДЗ» постоянно совершенствуется. Можно увидеть блоки, подвешенные на цепочках и защищающие нижнюю часть башни, засвечено уже и название ДЗ нового поколения - «Реликт».
Маскировка
Оборудованы наши танки и КССЗ – «комплексом средств снижения заметности» - он сохраняет температуру танка, соответствующую температуре окружающей среды, и снижает радиолокационную заметность в 6 раз, а вероятность поражения танка ракетой с ИК головкой самонаведения - в 2-3 раза.
Может возникнуть вопрос - почему немцы не модернизировали «Леопард-2 А4», ведь оборудовать танк блоками ДЗ достаточно просто. Есть информация, что немецкие танки усилят ДЗ «Контакт-1» или «Нож» по…украинскому проекту. А модернизация «Леопарда -2» версии А7 довела вес этой махины до 70 тонн, и в итоге конструкторы взялись за создание «Пантеры».
История повторяется: похоже, репутацию немецкого автопрома надо срочно спасать, после фиаско в «контрнаступе» акции концерна производителя резко падают. То ли еще будет, а сгорят «Леопарды» на Украине все - вне всяких сомнений.
Теперь у нас есть уже трофейные «Леопарды» - посмотрим, сравним, может улучшим. Не секрет, что производители военной техники работают прямо на передовой, стараясь учесть опыт боевого использования.
«СВО: Какими будут войны будущего»: DEITA.RU запускает новый спецпроект - анализируем, как менялись формы и методы ведения войны по мере развития средств поражения и военного искусства, предполагаем развитие СВО и как будут выглядеть войны будущего.
Читайте также: «Горят за милую душу»: так ли страшен «Леопард», как его малюют