Седьмая публикация из цикла о книгах серии "Классика гражданского процесса" в рамках проекта "Произведения науки гражданского процесса". Предмет седьмой публикации - положительные стороны устности судебного разбирательства.
Четвертая книга серии - сборник произведений Евгения Владимировича Васьковского (1866-1942). Цитируется сочинение: Система гражданского процесса. Теоретическое вступление. Принципы рационального судоустройства и гражданского процесса (Вильнюс, 1932).
Если процесс является устным, другими словами, если судебное разбирательство является судоговорением, то "суд имеет возможность сразу воспринять весь фактический материал процесса. Материал этот создается сторонами тут же, в заседании, на глазах судей, в живом и непрерывном состязании" (См.: Васьковский, Евгений Владимирович. Система гражданского процесса. I. Теоретическое вступление. Принципы рационального судоустройства и гражданского процесса / Е. В. Васьковский // Избранные работы польского периода. Москва : Статут, 2016. С. 164. (Серия: Классика гражданского процесса).
Фактический материал, о котором говорит профессор Е. В. Васьковский, есть обстоятельства, на которые указывают стороны, обращаясь с речами к суду, лицам, участвующим в деле, и публике в зале судебного заседания. А также материал - это доказательства, на которые указывают тяжущиеся стороны в подтверждение обстоятельств.
"Устная форма производства является более удобной для сторон, чем письменная, поскольку огромное большинство людей легче выражают свои мысли устно, чем письменно", - сказано профессором (Там же. С. 164).
Большинство людей не умеет писать тексты на юридические темы, в том числе о доказывании и доказательствах. Убедиться в этом легко, достаточно почитать состязательные бумаги, которые люди передают суду и лицам, участвующим в деле. Вместо того, чтобы изложить мысль на одном листе, печатают трактат на одиннадцати страницах по иску расторжении брака. Трактат составляет юрист, а гражданин оплачивает каждую страницу трактата. А почему люди просят юриста составить текст? Они обращаются к юристу, поскольку не владеют письменной юридической речью.
В курсовой работе все должно быть связано со всем, и гроздь ежевики. Каждая ягодка соприкасается с прочими ягодками.
Иногда обучающиеся задают вопросы: "Зачем нам курсовые и выпускные квалификационные работы?". Юрист должен учиться письменной речи, составляя рефераты, обзоры. Над курсовой работой юрист должен именно работать, а не копировать текст курсовой, полный ошибок среди библиографических описаниях и библиографических ссылок.
И далее, курсовая и выпускная квалификационная работа строится по плану. Юрист должен научиться планировать свою работу, следовать плану, и при необходимости видоизменять свой план.