«Они так и остались стоять там, где стояли. С тех пор я никого из них не видел. Автобус быстро увозил меня прочь, и я чувствовал, до чего же мне зябко, стыдно и освобожденно»
Такими словами заканчивается книга. Раймунд Претцель, немецкий журналист и писатель, написал ее под псевдонимом Себастьян Хафнер. Автор описывает свою жизнь в Германии, в годы между двумя мировыми войнами. В начале Хафнер еще ребенок, мальчик из хорошей семьи, детские годы которого пришлись на Первую мировую войну. К моменту прихода Гитлера к власти он был уже взрослым человеком, который должен был самостоятельно принимать решение. Выбор был невелик. Остаться и принять идеологию национал-социализма, даже если это будет только видимость, или уехать из Германии. Возможен ли срединный вариант? Можно ли жить и не вовлекаться в то, что происходит вокруг? В условиях Третьего рейха такая возможность вызывает большие сомнения.
Автор выбрал эмиграцию. Но до того, как уехать, он успел наблюдать деградацию морали, рост нетерпимости и радикализма в своей родной стране. От текста автора веет тревожностью и предчувствием беды, которая уже притаилась за дверью.
«История одного немца» помогает составить представление о том, какой была жизнь в период между двумя войнами для рядовых граждан Германии. Было же за эти годы разное. Огромная инфляция и дух веймарской свободы, надежды и разочарования.
Рассказ Хафнера напоминает о том, как сложно и опасно противостоять насаждаемой сверху идеологии. Согласиться бывает проще, чем мучить себя сомнениями. А ненависть разъедает изнутри, разъедает людей и целые общества. Автор описывает один эпизод, когда он был на грани того, чтобы поддаться общему настроению и стать, как большинство, уверовать,как иногда говорят. Это произошло во время прохождения им военной подготовки. Принять участие в этом было необходимо, чтобы завершить образование. У Себастьяна не было выбора.
Отдельная личность каждого из нас перестала играть какую бы то ни было роль; она оказалась выключенной, ей объявили мат; она, так сказать, не принималась в расчет на этой шахматной доске. Расстановка фигур с самого начала была такой, что не оставалось места для отдельного «я»; «личное», «свое», «индивидуальное» не имело значения, оно было отставлено в сторону отложено в долгий ящик.
Автору этой книги, однако, удалось сохранить свою личность. А сколько тех, кто проходил такую же подготовку, кому это не удалось? Хафнер не был борцом, но у него была возможность уехать и он ей воспользовался.
Книга читается легко и довольно быстро. Но, не буду скрывать, что для меня комментарии в конце книги были полезны. Например, из них я узнала, что «удар кинжалом в спину» (Dolchstop) - - это теория, распространенная среди немецких националистов, которые считали, что у Германии украли победу в 1918 году.
Подводя итог, хорошее чтение для тех, кто интересуется историей и человеческой психологией.