Как быть, если вы режиссёр, а у вас два выдающихся актёра, "бегущих" в разные стороны в одной и той же сцене? Вот рецепт решения проблемы от создателей фильма "Бег" (1970). Действующие лица - Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев.
Фильм Александра Алова и Владимира Наумова "Бег" (1970), о затейливой истории написания сценария которого вы можете прочитать в рубрике Царьграда "Киномарафон", примечателен не только тем, что это одна из первых экранизаций творчества Михаила Булгакова.
И даже не только тем, что перед нами удивительное для советского кинематографа произведение, в котором белые, лютые враги большевиков по гражданской войне, представлены не как опереточные злодеи, но как живые люди и даже патриоты.
В фильме "Бег" запечатлена одна из самых виртуозных актёрских сцен в истории отечественного кино. Сцена, в которой Алексей Баталов (вдуматься только - Баталов!) находится на заднем фоне, играя вспомогательную роль. А солируют два виртуоза - Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев.
Крым, Константинополь, Париж
Для понимания сути эпизода кратко напомним сюжет. Итак, в 1920 году белые разбиты в Крыму и вынуждены эмигрировать. Среди тех, кто уехал в Константинополь, - лихой кавалерийский генерал Чарнота (в исполнении Ульянова), университетский преподаватель Голубков (Баталов) и Серафима Корзухина, жена чиновника. Сам Корзухин (его играет Евстигнеев) оказался в эмиграции наиболее предприимчивым, сумел вывезти ценности в Париж и отказался от своей жены.
Чтобы вытребовать с Корзухина деньги и спасти Серафиму от проституции, во французскую столицу приезжают нищие Чарнота и Голубков. Как и следовало ожидать, Корзухин отказывается дать денег, "забывая" о своей супруге, - но азартный игрок Чарнота видит в бывшем чиновнике собрата по страсти к игре. Далее следует потрясающая сцена карточного поединка между богачом, бывшим чиновником, и оборванцем, бывшим генералом. Бывший преподаватель в это время в основном сидит на диване.
Утвердили без проб, снимали по ночам
Разумеется, когда речь идёт об актёрской игре, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Это не проблема, в Сети сцена с участием Евстигнеева и Ульянова имеется. Так что обратимся к тому, что осталось за кадром.
Режиссёры изначально понимали, артистов какого масштаба необходимо приглашать для персонажей Корзухина и Чарноты. Поэтому Евстигнеев и Ульянов были утверждены на свои роли без проб. Случай в советском кино той эпохи почти уникальный - хотя бы формальные пробы, даже если режиссёры были заранее уверены в артистах, всё-таки проводились почти всегда.
Но Алов и Наумов были настолько заинтересованы именно в этих актёрах, что знаменитая сцена карточной игры снималась на студии "Мосфильм" по ночам. Другой возможности заполучить в одном месте в одно время двух крайне занятых театральных актёров просто не было.
Одному - репетиции, другому - чай в приятной компании
Однако помимо технических и производственных сложностей не обошлось без накладок сугубо творческого свойства. По воспоминаниям Владимира Наумова, на съёмках обнаружились интересные исполнительские особенности двух артистов. Ульянов и Евстигнеев были людьми противоположных актёрских темпераментов. Первый "разгонялся" постепенно, ему нужны были репетиции, чтобы понять персонажа и зафиксировать свои находки. Второй, напротив, играл интуитивно и поэтому в первых дублях экспромтом выдавал лучшее исполнение - а потом терял интерес и "отбывал номер".
Чтобы "совместить ритмы" двух мастеров, постановщики проявили педагогическую и психологическую находчивость. Пока Ульянов в роли Чарноты "разогревался" репетициями, Евстигнееву предоставили отдых в виде приятного чаепития и беседы. В тот момент, когда Ульянов "дошёл до кондиции" (в хорошем смысле), начали снимать - и получили 2-3 дубля, в которых свежий Евстигнеев и разогретый Ульянов играют одинаково замечательно.