Найти тему
Сретенский монастырь

ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ: ПУТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сегодня мы живем в необычное с точки зрения церковного миссионерства время. Это время, когда ослаблены и, можно даже сказать, разрушены вековые христианские устои, в том числе традиции христианского воспитания. Жертвой этих изменений становится прежде всего молодой человек, подросток. Если раньше подросток естественно и органично возрастал в христианской среде и христианской семье и потихоньку воцерковлялся вместе с родителями, старшими братьями, сестрами, то сегодня он предоставлен сам себе. Отдельно Церковь – и отдельно подросток. Все зависит, конечно, от того, какие родители, приведут ли они его в Церковь. В результате появляется проблема, которую Церковь никогда не знала, – проблема подросткового воцерковления. Как привести подростка в Церковь, удержать его там? Нужно ли это делать и все ли средства хороши? Об этом и многом другом в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря беседуем с председателем Отдела по делам молодежи Московской городской епархии протоиереем Кириллом Сладковым.

Протоиерей Кирилл Сладков
Протоиерей Кирилл Сладков

– Отче, Вы согласны, что сейчас есть проблема подросткового воцерковления, или она выдумана? Некоторые говорят, что раньше никогда не занимались отдельно подростковым воцерковлением.

– С одной стороны, то, чем мы никогда не занимались, не означает, что этим не нужно заниматься сейчас. С другой стороны, то, что когда-то было разрушено, не означает, что это было хорошо, а сейчас плохо. Я одновременно согласен и несогласен с этим мнением. Вы употребили выражение «подросток воспитывался в христианской культуре». Мы можем посмотреть на это с разных сторон. Если мы посмотрим на это с точки зрения того, что христианство и Церковь были неотъемлемой частью жизни практически каждого человека, то в этом контексте я готов с Вами согласиться. Но, с другой стороны, 100–200 лет назад люди практически ничего не знали о возрастной педагогике и психологии. Не делали различий в отношении подхода к разным возрастам детей. У ребенка были понятные и сформированные социальные роли, педагогические и воспитательные задачи, которые он должен был выполнять. Практически до XIX века не было возможности выбирать, кем быть. Если ты родился в семье землепашца, то твое дальнейшее служение было вполне четко очерчено и предопределено. Ты должен был в этом учиться и жить. В этом контексте то, что происходит сегодня, на мой взгляд, гораздо лучше и шире отображает современную жизнь и возможности для современного подростка. Ностальгируя о прошлом, мы должны понимать, что должно остаться в прошлом, а что мы должны взять с собой в настоящее и, приобретая опыт современной жизни и те образовательные и педагогические приемы, которые мы унаследовали от Макаренко и других современных педагогов, мы обязаны претворять их в жизнь, воспитывая современную молодежь, подростков и детей.

-2

– Если говорить о поиске нового языка проповеди в подростковой среде, то нужно ли его искать? Некоторые считают, что подростки понимают нормальный русский язык. Но в то же время понятно, что необходимы особые формы служения. Подростки очень подвижные, им нужно куда-то ходить, в чем-то участвовать, куда-то ездить. Где та грань, чтобы не заменить церковную жизнь «тусовкой»?

– Я предлагаю определиться с понятиями и терминами, о которых мы будем говорить. Я являюсь председателем Отдела по делам молодежи Московской городской епархии. В сферу моих задач входит как раз работа с разными категориями молодежи. Сейчас молодежь у нас от 16 до 35 лет. При этом к молодежи все чаще примыкают подростки, начиная с 12 лет. Таким образом, даже не имея особого педагогического образования, мы можем увидеть, что ребенку двенадцати лет мы будем говорить о Боге и о воспитании, используя определенные термины, и будем создавать для него определенную среду. Молодежь в 30 лет – это совершенно другая история и другие люди. Нашу молодежную деятельность нужно очень четко разграничивать. Подростковая работа, студенческая молодежь, рабочая молодежь от 25 до 30 лет и молодежь от 30 до 35 лет – это люди, которые зачастую уже имеют жизненный, семейный, рабочий опыт. Для каждой из этих категорий требуется определенный язык, подход, форма и способы общения.

Я очень часто расстраиваюсь, когда меня зовут на встречу с молодежью и всех приглашают в одну аудиторию, вне зависимости от возраста. И для меня очень сложно определить, к кому мне нужно обращаться. При этом у нас есть церковная и нецерковная молодежь, которая также отзывается болью или радостью в нашем сердце, и мы хотим, чтобы она была ближе к Церкви к Богу. И язык работы с церковной молодежью, с ребятами, которые знают культуру и традиции и живут в этом, – это одна история. Разговор с теми, кто еще находится на пути к Церкви и к Богу, – это совершенно другая история. Мы должны четко понимать, в какой аудитории и с какой категорией ребят мы разговариваем, и исходя из этого выстраивать свою работу.

– Подход разный к разным возрастным категориям?

– Представим себе, что мы говорим о категории подростков 12–15 лет, которые имеют знание Закона Божиего, имеют опыт исповеди и церковной молитвы. Для таких ребят важно быть максимально искренним, настоящим и стараться не только говорить, что им дальше делать, но и слушать, что они тебе говорят, почувствовать степень их заинтересованности и грань их боли, которая в их сложный гормональный период становления как личности их будет беспокоить. Постараться подружиться с ними. Ребята, если можно так сказать, с улицы, к которым мы приходим, – это совершенно другое. Это может быть и спортивная, и творческая форма взаимодействия. Нужно сделать так, чтобы ты им стал интересен и они захотели тебя послушать. Так что, говоря о молодежи, мы должны понимать, церковная это молодежь или нет и в каком она возрасте.

-3

У студенческой молодежи одни интересы, а когда у человека уже семья, дети и работа, то это уже другой уровень общения, другие слова и другие темы. Последние исследования показали, что еще 5–7 лет назад у студенческой молодежи на первом месте была профессиональная реализация, поиск себя в этом мире. Исследования прошлого года показывают, что на первом месте у людей стала семья и отношения с родными и близкими. Я сейчас говорю только об одном срезе определенного возраста – о студенческой молодежи 18–25 лет. С ребятами из воскресной школы я говорю свободно, потому что мы знаем друг друга. Но я перехожу дорогу и оказываюсь в колледже, где передо мной сидят 16–18-летние ребята, и там совсем другое общение. Для того чтобы они меня услышали, я должен быть для них интересен. Я должен понять, что их беспокоит, и говорить на языке, который им близок и понятен. Кому-то нужны спортивные, развлекательные и творческие мероприятия, а с кем-то мы можем говорить о святоотеческом опыте созерцания, понимании правильности и глубины молитвы.

– Давайте я выберу самую экстремальную группу – невоцерковленные подростки. Допустим, отец Павел Островский создал евангельскую мангу – японские комиксы. Как Вы считаете, это перебор или попадание?

– К этому можно относиться по-разному. Так получилось, что я никогда не читал комиксы. Мне почему-то не казалось это интересным. Мне всегда была интересна книга и не нужна была картинка, чтобы нарисовать образ, возникающий в голове. Но я вполне допускаю, что многим ребятам картинки и краткость изложения мысли позволяют также нарисовать себе образ. Видимо, у них другой способ восприятия. Если он отличается от моего, это не значит, что он правильный или неправильный, он просто другой. Есть евангельский принцип: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16). Если подростку манга помогает взять в руки Евангелие, то мне кажется, что это достойный плод. Но надо понимать, что манга – это не конечная инстанция. Это начало, с которого нецерковный человек может войти в богатейшую православную культуру. И он когда-нибудь должен прийти к тому, чтобы взять Евангелие.

У каждого из нас свой путь. Кто-то через мангу, кто-то через спорт. Я когда-то, как многие советские люди, пришел святить куличи безо всякой мысли о религиозной культуре. Но я был так вдохновлен храмом, что в нем остался. Это было почти 30 лет назад. Это был мой путь, но не значит, что он единственно верный и подходящий для всех. Это радость осознания того, что этих путей может много. Иногда я говорю, что молодежная работа – это попытка выстроить мост в Церковь, в Царствие Божие. Очень часто многие останавливаются на этом мосту. И здесь даже манга ни при чем.

Иногда, приходя в храм, мы приходим и восхищаемся красотой богослужения, церковного пения, фресками или живописью, которую создала тысячелетняя культура. На этом у многих, даже у взрослых людей, останавливается путь духовной жизни. А ведь опыт молитвы, единения с Богом – это не только фрески, пение и архитектура. Это тоже мост, через который мы должны прийти к сопричастности с Богом. Это наш общий путь. Если у кого-то он начался через чтение Евангелия с помощью манги, это, может быть, и хорошо, но на этом не стоит останавливаться.

– Поговорим об аскетике. Это очень важная тема. Если взрослый человек может себя внутреннее настроить на аскетическую жизнь, то подросток пока не может понять смысл этого, отказываться от чего-то ему тяжелее. Как бы Вы предложили подростку освоить практику аскетики поста? Какая мотивация может быть предложена?

– Первое, что нужно объяснить, – что слово «аскетика» совершенно не страшное. Одна из ассоциаций, которая может возникнуть, – это Серафим Саровский, стоящий тысячу дней на камне, непрестанная молитва. Для большинства из нас это может выглядеть пугающее. Аскетика – это путь к Богу. Он когда-то начинается, и в задачи аскетики входят самые простые вещи, которые мы делаем уже многие годы. По этому пути идут, а не останавливаются. Если говорить о подростках, то, по моему опыту, первое и самое важное, что нужно объяснять подростку, – это умение работать со своей жизнью. Когда маленький ребенок начинает ходить на исповедь, как правило, список его грехов следующий: не слушался маму и папу, поругался с братом или с сестрой, сказал бранное слово и что-то подобное. Проходит год, второй, третий, ребенку уже 12 лет, а он все приходит и говорит, что поругался с сестрой, не слушался папу – ничего не меняется в жизни подростка. Это говорит либо о том, что он не понимает сути исповеди, либо о том, что его никто не научил анализировать и работать над собой. Например, почему нужно слушаться родителей. И если тот же папа говорит тебе противное духу Евангелия и духу Церкви, нужно ли в этот момент слушаться или нет? Тем, кто постарше, напоминаешь слова апостола Павла: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).

-4

Есть взаимная ответственность отцов перед своими детьми. Иногда смотришь на подростка, а он не понимает, что происходит, потому что ему с младенчества говорят, что обязательно нужно слушаться маму и папу, нельзя драться и так далее. Это важный путь аскетической жизни, которому мы должны учить с того возраста, как он начинает ходить на исповедь. Он должен уметь работать со своей жизнью, со своими поступками, принимать в них деятельное участие. Самый известный и яркий пример из обращений школьников к батюшке: «Благословите, у меня завтра экзамен». Я, конечно, благословлю, но если ты весь год не учил, то по особому милосердию Божию Господь даст тебе один билет, который ты, может быть, и знаешь.

Но, с воспитательной точки зрения, лучше бы ты не сдал, а пошел и выучился, потому что потом ты станешь врачом, учителем, рабочим. И если ты не научился учиться, не научился работать над собой, то это тебе будет только вредить. Научись учиться, и тогда Господь будет помогать тебе в твоем жизненном пути. Это двусторонняя история – не только просить, но и отдавать.

– Что касается подростковой аскетики... Мне кажется, что у нас очень мало проработана эта тема.

– Мне кажется, что у нас вообще не так много книг, касающихся опыта жизни в современной реальности. Иногда мне кажется, что мы увлекаемся опытом прежних веков. С одной стороны, это хорошо, потому что это фундамент, основа, бесценный опыт. Но, с другой стороны, взяв лучшее, мы должны осмыслить итог, как мы сегодня живем, в каких условиях. Многие истории повторяются, потому что грехи не имеют возраста и срока давности. Но у нас уже есть опыт восприятия, внешнее окружение и те знания, которые мы сегодня имеем по возрастной педагогике, понимая все гормональные всплески подростка. Никому не придет в голову пытаться выстроить ребенка в 12–13 лет, чтобы он был ровный, послушный и удобный. Наоборот, психология скажет, что если он ровный и удобный в этом возрасте, то это повод задуматься, что с ним не так. И, если его настроение скачет, он ищет себя и хочет все делать сам, надо постараться ему помочь, понять и принять его в этот период, потому что ему самому очень тяжело. На то мы и взрослые, чтобы не загонять его в четко очерченное пространство.

Подростковый театральный клуб «99 овец»
Подростковый театральный клуб «99 овец»

Но я думаю, что сотни лет назад люди не имели такого опыта и понимания. Да и 14 лет – это время церковного совершеннолетия. Подросток был уже взрослым, многие дети с трех лет начинали помогать родителям на работе. Конечно, меняются времена и отношение. Осмысление аскетики для современного подростка – это важная тема, о которой предстоит еще много говорить и думать.

– Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, про проекты вашего отдела. Куда подросток, который интересуется, может пойти и в чем поучаствовать? Что вы предлагаете?

– В первую очередь подростку, который ищет свое место, нужно прийти в ближайший храм и спросить батюшку в этом храме о молодежном движении, о том, чем он может помочь, – то есть проявить инициативу.

– При каждом московском храме должна вестись такая работа?

– Мы надеемся, что это так. Возможно, в разной степени готовности. Батюшка должен подсказать и направить туда, где об этом знают, или к нам в Отдел по делам молодежи. Конечно, очень хотелось бы, чтобы возможностей у нашего отдела было чуть больше, чем есть сейчас. Нам нужно большее количество людей. Сейчас в отделе работают всего четыре человека, не считая добровольцев. Принимая во внимание большой объем молодежной деятельности, мы стараемся охватить все возрастные категории и предложить варианты для разной молодежи. Но я считаю, что этого пока недостаточно. Мы рады любой инициативе и добровольческой помощи со стороны волонтеров, которых также беспокоит молодежная тема. Мы будем рады, если люди придут и не только предложат свои идеи, но и помогут нам их реализовать.

Подростковая работа на данном этапе у нас представлена в первую очередь военно-патриотическими клубами. Начиная от «Витязей», Организации российских юных разведчиков, которые сейчас появляются при храмах, Братства православных следопытов. При Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи есть прекрасный проект «99 овец» – это подростковый театр. Это наиболее крупные и системные проекты. Думаю, что на каждом приходе есть более частные инициативы, касающиеся вопросов молодежи.

Хоккейная команда «Преображение»
Хоккейная команда «Преображение»

Мы стараемся делать проекты, которые учитывали бы интересы различных слоев молодежи. У нас есть православная молодежная хоккейная команда, капитаном которой я являюсь, будучи совершенно не хоккеистом, но имея в свои окружении ребят, которые любят заниматься хоккеем. У нас появилась команда «Преображение» с девизом из апостола Павла: «Добром побеждай зло». Мы время от времени проводим товарищеские матчи. Существуют также футбольные приходские клубы, шахматные турниры.

В современном мире важную роль играют социальные проекты. Несколько раз в году мы проводим акции по сбору гуманитарной помощи. Нашим близким другом и партнером является «Мосволонтер». Мы проводим акции «Марафон добра», «Соберем детей в школу», «Плечом к плечу». Социальная активность православной молодежи на данном этапе, мне кажется, – одна из ключевых задач в деятельности нашего отдела.

Но наши ребята не только работают. У нас есть проект «Паломнические поездки». При поддержке мэрии Москвы мы имеем возможность возить ребят по святым местам. Нам предоставляют комфортабельные автобусы, и мы проводим поездки по России.

Сердцем всей молодежной деятельности должна являться молитва. По всей Москве в разных храмах проходят ночные и дневные молодежные литургии, на которые приглашается молодежь, поют молодежные хоры, и чаще всего богослужения совершают батюшки молодежного возраста.

– Не было идеи создать православный клуб знакомств?

– Проект «Давай поженимся» когда-то создавался при нашем отделе, но мы не делаем акцент на этой сфере деятельности. У нас есть другие проекты, которые создают возможности для знакомства. К примеру, не так давно у нас прошел Первый общемосковский молодежный форум в Храме Христа Спасителя. Больше двух тысяч ребят пришли на литургию для того, чтобы вместе помолиться, и после большая часть из них остались на форуме в зале Церковных Соборов. Это был первый масштабный проект на День православной молодежи, и я надеюсь, что он будет ежегодным.

Молодежный молебен святой блаженной Матроне Московской
Молодежный молебен святой блаженной Матроне Московской

Проводятся творческие, информационные, образовательные проекты, встречи с интересными людьми, спортсменами, деятелями театра и кино, священниками. Мы стараемся объять все сферы, интересные для церковной и нецерковной молодежи.

Еще один наш проект – это так называемое православное шоу «Голос». Мы пригласили десять звездных наставников, среди которых Хор Сретенского монастыря, Зара, Денис Майданов, Варвара.

Второй большой проект – игра «Брейн-ринг». Это что-то вроде современного квиза. В каждом викариатстве проводится игра, определяется победитель, потом два полуфинала, и в сентябре – финальная игра. Тематика: «Учителя и наставники». В Москве это Дмитрий Донской, святитель Филарет, святитель Тихон. Таким образом эти проекты помогают нам привлечь и совершенно нецерковную молодежь. Это дает возможность узнать русскую православную культуру, историю города Москвы. У нас много команд из различных вузов, с некоторыми мы готовимся подписывать соглашения о сотрудничестве и дальнейшем взаимодействии.

Беседовал Сергей Комаров

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм