Найти тему
Ключи к мышлению

Когнитивные искажения

Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации, принимаем решения и делаем выводы. Однако, наше мышление может быть подвержено различным искажениям, которые могут повлиять на наши суждения и привести к неправильным выводам. Эти искажения называются когнитивными искажениями и являются неотъемлемой частью нашей психологии.

Когнитивные искажения - это систематические ошибки в нашем мышлении, которые могут приводить к искаженному восприятию реальности, неправильным выводам и принятию ошибочных решений. Это понятие было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом, двумя известными психологами, в 1972 году.

Тверски и Канеман проводили исследования в области принятия решений и психологии поведения, и они обратили внимание на то, что люди часто делают ошибки, несмотря на наличие доступной информации и рациональных методов принятия решений. Они предложили, что эти ошибки являются результатом систематических смещений в нашем мышлении, которые приводят к искажению информации и влияют на наше восприятие и оценку событий.

Одним из исследований Тверски и Канемана было исследование числовой грамотности людей. Они обнаружили, что люди не всегда логически и точно оценивают вероятности и статистические данные. Вместо этого, люди склонны прибегать к эвристическим и использовать эмоциональные предпочтения и эффекты, которые могут привести к ошибкам в оценке и принятии решений.

Проведённые эксперименты выявили так называемую «проблему Линды», которая иллюстрирует искажение представительности в когнитивном мышлении.

В эксперименте шла речь о вымышленной женщине по имени Линда:

Линде 31 год, она не замужем, откровенная и очень умная. В университете она изучала философию. Студенткой много размышляла о дискриминации и социальной справедливости, участвовала в демонстрациях против использования ядерного оружия.

Вопрос: что более вероятно?

  1. Линда работает в банке.
  2. Линда работает в банке и активно участвует в феминистских движениях.

Очевидно, что вариант 2 представляет собой более специфичное условие, чем вариант 1. Однако, когда людям предлагается выбрать, какая из альтернатив более вероятна, многие склоняются к выбору варианта 2. Это происходит потому, что вариант 2 более соответствует нашему представлению о Линде и соответствует нашим стереотипам о социально активных феминистках.

Однако, с точки зрения вероятности, вариант 1 ("Линда работает в банке") должен быть более вероятным. Ведь вероятность совокупности двух событий всегда должна быть меньше вероятности каждого из событий в отдельности.

«Проблема Линды» иллюстрирует, как наше мышление подвержено искажению представительности. Мы склонны оценивать вероятность события не на основе строгой логики, а на основе нашей эмоциональной реакции и сопоставления с нашими представлениями о типичных характеристиках. В данном случае, мы даем предпочтение более специфичной истории, несмотря на то, что она должна быть менее вероятной.

Эта задача помогает нам осознать, что мы должны быть более внимательными и осмотрительными в своих суждениях и принятии решений. Она напоминает нам о важности логического мышления и о том, что наши интуитивные представления могут иногда ввести нас в заблуждение.