Философская мысль древнего Китая не обошла стороной и военное искусство, что вполне естественно.
Когда мы говорим о том, что все сферы человеческого бытия в древнем (и современном) Китае подчинены метафизическому взгляду, то и о делах батальных не сто́ит забывать.
Известный широкому кругу людей древний трактат военачальника и мыслителя Сунь-цзы «Искусство войны» сегодня изучают даже в военных академиях.
Но что есть по сути «Искусство войны»?
Это – изложение тактических приёмов с пояснениями и комментариями.
Такое мыслительное сопровождение неких правил не новинка для литературы древнего Китая… вспомнить, хотя бы, комментарии Конфуция к И-цзин («Канону Перемен») или диалоги Жёлтого Императора Хуан-ди в «Трактате о внутреннем».
Так что же комментирует Сунь-цзы?
Во многих своих постулатах Сунь-цзы делает отсылку и к технике цимэнь дунь цзя, которое в древности применялось именно для ведения военных действий, и к метафизике природы вообще.
Это уже потом, спустя века цимэнь начали использовать для решения практически любых вопросов, потому что эта техника оказалась очень универсальной.
Но, не разбираясь в цимэнь невозможно правильно, например, трактовать фразу Сунь-цзы о том, что
«тот, кто хорошо обороняется, скрывается под девятой землёй; тот, кто хорошо наступает, действует как с девятого неба».
Или:
«Форма у войска подобна воде: форма у воды — избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска — избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника».
Или:
«Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение».
И так далее…
Другой полновесный китайский трактат древности – «Тридцать шесть стратагем».
Если уж рассуждать очень широко, то и «Искусство войны», и «Стратагемы» можно применять не только в ходе боевых действий, но и в бизнесе… потому что бизнес – это тоже своего рода война…
О происхождении «Стратагем» и их авторстве можно только догадываться, т.к. они упоминаются уже в V в. н.э.
В наших реалиях многие мои коллеги тоже стараются дать оценку событиям через трактовку стратагем.
Например, события недавнего «картофельного спаса» соотнесли со стратагемой №6, которая звучит, как «На востоке поднимать шум, на западе нападать».
Но тут не всё так просто…
Открыть книжку и прочитать стратагему – это мало… надо понимать, что каждой стратагеме соответствует гексаграмма И-цзин.
Конкретно стратагема №6 рассматривается через призму гексаграммы №45 – «Цуй» («Воссоединение»).
В контексте военного искусства гексаграмма «Цуй» говорит о том, что победа в делах приходит благодаря тому, что противник был запутан, сбит с толку.
Ну, а что происходило во время «картофельного спаса»?
Бдыщ!.. бдыщ!.. в одном месте, а в другом – ничего вообще…
Вот если бы к вечеру того дня, например, была взята столица «страны 404», то – да, это была бы стратагема №6.
Потому что один из аспектов этой стратагемы – внезапность!.. ну и + ложный манёвр… понимаете, да?
Мы это наблюдали?
Нет.
Вот и всё…
Я уважаю всех своих коллег и ценю их мнения, но тут ошибочка вышла (*имхо* три раза).
С другой стороны, это может быть какая-то другая стратагема, действие которой растянуто во Времени и в Пространстве.
Что ж, поживём, увидим…