После укладки и балластировки второго пути на перегоне Горьковская – Каннельярви, моя рота приступила к установке фундаментов и опор контактной сети. Сначала котлованы копали вручную. Два человека на котлован. У лопат отпиливали черенки, так как котлован примерно метр на метр и глубиной до 4-х м. Один солдат наверху ,второй внизу, периодически меняясь. Ведро наполняли грунтом и на верёвке поднимали наверх.
На котлован в среднем уходило от двух дней. Фундаменты устанавливали негабаритным железнодорожным краном только в «окно». Если кто-то не знает «окно» это когда перегон закрывают для движения любого железнодорожного транспорта, на период выполнения работ (обычно несколько часов).
Как только котлован был готов в него сразу устанавливали фундамент, так как стенки котлована могли осыпаться. В наиболее сыпучих грунтах стенки укрепляли опалубкой. Старший инженер производил разбивку котлованов. Фундаменты устанавливали по уровню головки рельса на готовом пути.
Кран на стропах держал фундамент пока его засыпали грунтом. Если при ослаблении натяжения фундамент садился ниже, его приподнимали до нужного уровня.
Позже к нам прикомандировали в помощь ВК (Вертикальный котлованокопатель) и вибропогружатель (для вибропогружения фундаментов). Техника прибыла из Беларуси с гражданскими машинистами. Но об этом в следующей статье.
В адрес нашей части прибыли две металлические опоры, для установки на одном из мостов. Оказывается на одном из мостов были рядом с устоями забетонированы площадки с закладными шпильками для крепления этих опор. Шпильки был диаметром около 40 мм, а гайки для крепления не пришли. Я промерил расстояние между шпильками и отверстиями на опорах, всё совпадало. Доложил ситуацию комбату. Он сказал, что это мои трудности – Ищи гайки где хочешь, договаривайся за бартер, я помогу это списать.
Замерив диметр шпилек и шаг резьбы, я поехал в Рощино, где нашёл металлообрабатывающее предприятие. В 80-е годы вход на территорию был свободный без пропусков. С одним из токарей я договорился, что он изготовит такие гайки если найдёт подходящий пруток. Пруток нашёлся, и он попросил за работу 200 литров 92 бензина и пару дней.
К моей роте был прикомандирован автокран УРАЛ, который работал на 92 бензине. Расход топлива у него был 75 литров на 100 км и 30 литров в час работы крановой установки. Пришлось крану потрудиться лишних 7 часов.
Через два дня я отвёз токарю в гараж двухсотлитровую бочку бензина и в замен получил восемь блестящих гаек со спец ключом, так как гайки были нестандартные.
Опоры были успешно установлены и закреплены бензиновыми гайками. Вот такой бартер был в Советские времена. Токарь обеспечил себя на несколько месяцев бензином. А я получил спасибо и премию за досрочную сдачу объекта (10 рублей).